Глагол, его особые формы (причастие, деепричастие). «Глагол обозначает действие или состояние как процесс» В.И.Даль На какие вопросы отвечает глагол
Разряд слов, которые обозначают действие или состояние предмета как процесс.
Слово «процесс» в данном употреблении имеет широкое значение; под этим словом понимается трудовая деятельность, движение, деятельность органов чувств, мышление, физическое и душевное состояние, изменение состояния (строить, ходить, слышать, мыслить, спать, тосковать, слабеть и т.п.). Мария плачет и грустит (П.): глаголы плачет и грустит выражают состояние, отнесенное к лицу как субъекту этого состояния, а также ко времени.
Морфологические особенности глагола тесно связаны с его семантикой и выражаются в формах лица, наклонения, времени, вида и залога.
Основная синтаксическая роль глагола - выражение сказуемого (предиката).
Изменение глагола по наклонениям, а внутри наклонений по временам (только в изъявительном наклонении), по лицам (в изъявительном и частично в повелительном наклонении) и по числам, а также по родам (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения) называется спряжением в широком смысле. Образуемые при этом изменении формы носят название спрягаемых. Кроме спрягаемых форм, в систему глагольных форм включаются и неспрягаемые формы: неопределенная форма, причастие и деепричастие.
Спрягаемые и неспрягаемые формы объединяются в единую систему форм глагола, так как обладают рядом общих признаков, а именно: 1) общностью лексического значения, 2) общностью видовых и залоговых образований; 3) общностью управления и 4) общей возможностью поясняться наречием.
Спрягаемые формы глагола используются исключительно в синтаксической роли сказуемого (предиката) и называются предикативными . Неспрягаемые формы глагола - причастие и деепричастие - могут выступать как второстепенные члены предложения (причастие как определение и деепричастие как обстоятельство) и называются атрибутивными формами.
Неопределенная форма (инфинитив) входит в систему глагольных форм, хотя и отличается весьма своеобразной структурой. Семантически неопределенная форма аналогична именительному падежу имени существительного со значением действия: ловить - ловля . Слова ловить и ловля имеют значение действия, но существительное ловля обозначает действие как предмет, а неопределенная форма ловить - как процесс. Неразрывная связь неопределенной формы с глаголом поддерживается морфологически и синтаксически: ей присущи видовые различия (делать - сделать ), переходность и непереходность (видеть - сидеть ), возвратность и невозвратность (купать - купаться ) и залоговые значения (в соответствующем контексте). Синтаксическое использование неопределенной формы в современном литературном языке очень широко: она может выступать в роли главных и второстепенных членов предложения.
Неопределенная форма образуется посредством аффиксов -ть или -ти . Последний выступает в бесприставочных глаголах только под ударением: идти, везти, нести, ползти, расти, трясти . Приставка вы- перетягивает на себя ударение: вывезти, вынести и т.д. Аффикс -сти выделяется в инфинитиве глаголов с основой настоящего времени на т (мету - мести), д (веду - вести), б (гребу - грести) . Этот аффикс сложился в общеславянскую эпоху в результате фонетического изменения групп согласных тт>ст, дт>ст и последующего перехода звука с от основы к аффиксу инфинитива -ти . Вариант этого аффикса -сть имеют некоторые глаголы с неподвижным ударением на основе прошедшего времени: сели - сесть, клали - класть, пали - пасть, крали - красть и др. Употребление неопределенной формы на -сть вне указанных случаев придает речи характер разговорный и даже просторечный: Всем домом правила одна Параша, поручено ей было счеты весть (П.). У глаголов с основой на задненебные г, к неопределенная форма заканчивается на -чь , представляющее результат древнего фонетического изменения группы согласных кт и гт и редукции гласного и , а затем исчезновения его (ср.: пек-ти - печь, лег-ти - лечь ).
В современном русском языке неопределенная форма занимает такое же положение по отношению к остальным формам глагола, какое занимает именительный падеж существительного по отношению к прочим его падежам, т.е. она является начальной, исходной формой глагола.
Глагол l это часть речи, обозначающая процесс, т. е. представляющая признак как действие, состояние или становление.
Значение действия l это наиболее обобщенное значение глагола как части речи. Обобщение проявляется, прежде всего, в том, что к глаголу принадлежат слова, обозначающие разные действия: трудовую деятельность (рубить, строить), передвижение лица или предмета (идти, ползти), чувства (слышать, видеть), мыслительные процессы (думать, рассуждать), физическое состояние (спать, лежать) и многие другие. "
Глагол представляет собой l синтез разнообразных грамматических категорий и форм. Он изменяется по временам, числам, лицам и по родам, в состав глагольных форм входит изменяемая и неизменяемая форма (неопределенная форма).
В начальной школе l глагол изучается в довольно элементарном, сокращенном виде, причем рассредоточено по всем классам. Начальные классы должны, кроме сообщения сведений о глаголе, научить детей свободно и в то же время сознательно пользоваться глагольными формами, грамотно их писать и правильно строить словосочетания и предложения с этими формами.
Основные задачи изучения глагола: Сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи. l 2) Развить умение осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях. l 1)
3) Повысить уровень умственного развития учащихся. l 4) Выработать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения. l
Все задачи решаются во взаимосвязи l учащиеся знакомятся лишь с некоторыми категориями, характерными для данной части речи.
I класс l l Подготовительный этап совпадает с периодом обучения грамоте. Развитие у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором полугодии I класса в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать? » .
I I - I I I класс l Формирование понятия «глагол как часть речи» , ознакомление с изменением глаголов по числам и временам, овладение учащимися умением образовывать временные формы глаголов, наиболее употребительных в речи младших школьников.
I I I – IV класс l Новая ступень в системе изучения. Знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.
Задачи l l 1) Углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении). 2) Развить навыки точного употребления глаголов в речи. С этой целью продолжаются наблюдения над употреблением глаголов в прямом и переносном значении, над глаголамисинонимами и глаголами-антонимами, практикуется стилистический анализ текста.
l l 3) Познакомить со спряжением глаголов. Научить распознавать лицо глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени. 4) Подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола. Провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением, учить распознавать спряжение по неопределенной форме.
Формирование понятия глагол начинается в период обучения грамоте. l Накапливание конкретного материала, на основе которого становится возможным обобщение относительно типичного для глагола лексико-грамматического значения: обозначают действие предмета. Упражнения проводятся в связи с чтением страниц букваря, составлением предложений по картинкам и т. п. l
Формирование понятия глагол l l Создание условий для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящее по смыслу слово, учащиеся устанавливали связь между тем, что обозначает слово, и вопросом, на который оно отвечает. Птицы осенью (что делают?) улетают. Целесообразно начинать работу с глаголов, у которых лексическое значение совпадает с грамматическим (бежит, летает, бросает).
Формирование понятия глагол l l l На примере действий, которые выполняют сами учащиеся, они наглядно убеждаются в том, что обозначают глаголы. Важное условие - подбор глаголов, значение которых не совпадает с житейским пониманием «действия» предмета (болеть, удивляться, зеленеть). Одним из ведущих умений, формируемых у первоклассников, является постановка вопроса к слову. Учитель специально упражняет учащихся в этом, используя глаголы различных временных форм и вида.
l При распознавании вопросов что делает? что делают? что делала? что делало? что делали? что сделает? что будет делать? учащиеся фактически выполняют пропедевтическую работу над категориями времени, рода и числа. Постановка морфологического вопроса проводится в предложении, и важно не отождествлять морфологический и синтаксический вопросы. Морфологический вопрос ставится для выяснения, что обозначает слово: предмет, признак или действие.
Неопределенная форма глагола l не обозначает ни времени, ни лица, она более абстрактна, чем другие глагольные формы. Поэтому изучение этой формы нецелесообразно в I и II классах. Неопределенная форма глагола (инфинитив) обозначает действие или состояние без указания лица и времени и является начальной формой глагола.
l По своему происхождению и положению в системе языка неопределенная форма напоминает имя существительное в именительном падеже; недаром в русском языке имеются омонимы: знать, печь - глаголы и знать, печь - имена существительные.
Неопределенная форма глагола l l - начальная форма. Такая близость (по происхождению и по значению) часто влечет за собой смешение глагольных форм с именами существительными, особенно если существительное по своему лексическому значению совпадает с глаголом: решать - решение, ходить - ходьба, составить - составление. Полезна практическая работа по словообразованию: образовать от имени существительного или прилагательного глаголы (дрожь - дрожать, зеленый - зеленеть).
Глаголы совершенного и несовершенного вида l Надо добиваться, чтобы дети умели правильно ставить к глаголам вопросы что делать? и что сделать? Умение правильно поставить вопрос к глаголу, в частности к глаголу в неопределенной форме, важно для усвоения правописания личных окончаний глаголов. Выработка умения ставить вопрос зависит от того, владеет ли ребенок порядком необходимых действий.
Учащиеся должны: - уметь найти в предложении слово, обозначающее действие; - различать вопросы что делать? и что сделать? ; - показать, что разбираемые слова - это глаголы.
Типы упражнений: l l 1. Наблюдение над лексическим (смысловым) значением глаголов в неопределенной форме, над их многозначностью, синонимией, сопровождаемые заданиями: а) сгруппировать глаголы по значению (передвижение, физический труд, говорение, работа мысли, состояние погоды и т. д.);
везти пилить решать шептать говорить страдать плакать; l l б) подобрать синонимы к глаголам: смотреть -. . . сказать -. . . желать -. . . греметь -. . . в) подобрать антонимы к глаголам: говорить -. . . радовать -. . . светлеть -. . . давать -. . .
l l l l г) заменить глаголы существительными: возвратить -. . . встретить -. . . кричать -. . . д) заменить существительные глаголами: отправление -. . . освещение -. . . собирание -. . 2. Составить словосочетания, состоящие из глагола в неопределенной форме и зависимого от него существительного: приходить в. . . комнату лечить. . . . чубы читать. . . картину.
Категория числа глагола На основе конкретных наблюдений обобщение о том, что глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, l глагол во множественном числе обозначает действие двух или нескольких предметов; l при изменении числа глагола изменяется окончание. l
установление учащимися связи между вопросом, на который отвечает глагол, формой числа, в котором он употреблен, и окончанием: l что делает? ед. ч. говорит, l что делают? мн. ч. говорят. . l
- Составьте по рисункам предложения из двух слов. Сравните глаголы в этих предложениях. Действие скольких предметов обозначает каждый глагол?
2. Обобщение: l l l - Если глагол обозначает действие одного предмета, то стоит в единственном числе. Если глагол обозначает действие двух или более предметов, то он стоит во множественном числе. - Поставьте вопрос к каждому глаголу. - На какой вопрос отвечает глагол в единственном числе? - На какой вопрос отвечает глагол во множественном числе?
Наблюдение над согласованием существительного с глаголом: 3. Спишите текст. l Вчера мальчики ходили в лес. Яркий луч солнца скользил по дереву. Сосны стояли зеленые. Березки и ивы покрылись нежной листвой. l l Определите число имен существительных и число глаголов. Измените число имен существительных. Как изменились глаголы? Какая часть слова изменилась в глаголах?
4. Обобщение: l l Глагол, связанный с именем существительным, стоит в том же числе. число существительного, изменяем и число глагола. Изменяя
Временные формы глагола l представляют для второклассников значительную трудность. l При образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.
Временная форма сопоставление того, когда совершается действие и когда о нем сообщается. l Например, школьники наблюдают за действиями, которые выполняет или выполнил вызванный к доске ученик, а также обсуждают то, что еще будет сделано (пишет предложение, писал предложение, будет писать предложение). l
Выводы: l l l 1) Глаголы изменяются по временам. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее будущее. 2) Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в то время, когда о нем говорят, т. е. в момент речи. Они отвечают на вопросы что делает? что делают?
l 3) Глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое произошло до момента речи. Они отвечают на вопросы что делал? что делали? l 4) Глаголы будущего времени обозначают действие, которое произойдет после момента речи. Они отвечают на вопросы что сделает? что сделают? или что будет делать? что будут делать?
l Прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону временной формы глагола. l Учитель специально обращает внимание учащихся на суффикс -л- как показатель прошедшего времени глагола.
Сущность категории времени у глагола становится для учащихся более понятной при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. l Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам. Изучение изменения глаголов в настоящем времени опирается на известные уже термины «настоящее время» , «число» и «лицо» . l
Лицо l l l С понятием «лицо» учащиеся познакомились при изучении местоимений. Эти сведения и используются при первом ознакомлении учащихся с изменением глагола по лицам. Даются сочетания (я пою, ты поешь и т. д.). Зависимость от лица местоимения лица глагола (он изменяет свои окончания и эти изменения - изменения по лицам и числам) Составление таблицы личных окончаний глагола, которой дети пользуются для определения лица и числа глаголов.
Будущее время глагола Два вида: то, как будущее сложное, состоящее из вспомогательного глагола буду и данного глагола несовершенного вида в неопределенной форме: буду писать, будешь писать, будут писать, то как будущее простое, состоящее из одного слова - глагола совершенного вида: напишу, напишут. l Термины «будущее простое» и «будущее сложное» детям не сообщаются. Большую трудность вызывает у учащихся простое будущее время, так как дети не всегда правильно ставят вопросы что делает? что сделает? что делать? и что сделать? l
Прошедшее время глагола l связано с изменением по числам, а в единственном числе и по родам. Род и число в прошедшем времени выражается посредством окончаний и наличием суффикса -л -. Гласная перед этим суффиксом обычно бывает та же, что и перед суффиксом -ть- в неопределенной форме. Знать это учащимся необходимо, особенно в тех случаях, когда указанные гласные безударные.
Личные окончания глаголов l Учащиеся третьего класса учатся различать окончания, узнают, что для одних глаголов характерны в окончаниях е и -ут, для других глаголов - -и и - ат (ят), наблюдают, что если какая-либо форма имеет в окончании е, то е сохраняется и в других окончаниях.
l Рассматривание таблицы спряжения, списать ее, выделив личные окончания глаголов, и чтение определения, данного в учебнике. l Упражнение в различении глаголов с ударными окончаниями, а затем с безударными.
При последующей работе рекомендуется ознакомить детей с порядком действий при встрече с личными окончаниями глаголов: l - определить время глагола, l - изменить глагол по вопросу ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ? , l - применить правило; l 1)
l l 2) развить у учащихся понимание обязательности соотношений: -е - -ут, -ют - -е -и - -ат, -ят - -и; 3) использовать в качестве вспомогательной словарную работу, имея в виду, что глаголы, имеющие перед личными окончаниями гласную букву, в большинстве своем имеют в окончании е;
l 4) проводить упражнения по этой теме и при изучении других тем; l 5) добиваться того, чтобы учащиеся усвоили правописание наиболее распространенных глаголов.
l Для формирования навыка правописания личных окончаний глаголов полезно проводить упражнения в изменении глагольных форм, списывание текста со вставкой пропущенных букв, переработка текста с заменой прошедшего времени настоящим и др.
Можно классифицировать по разным признакам, и один из них – передача действия или состояния предмета. Соответственно, все глаголы можно разделить на динамические или глаголы действия (Dynamic Verbs ) и статические или глаголы состояния (Stative Verbs ).
Динамические глаголы сообщают, что предмет совершает определенное физическое действие. К этой группе относится большинство известных нам глаголов (to eat, to run, to write, to burn, etc. ), и каждый из них описывает конкретное понятное физическое действие.
Другое дело – глаголы состояния. Их задача понятна из названия: они передают состояния, чувства, отношения, умственные процессы и другие характеристики предмета. Например, к глаголам состояния относятся такие простые и известные нам слова, как to love и to hate , to remember и to forget , to understand и to believe , to look и to feel . Эти глаголы мы узнаем чуть ли не на первых занятиях по английскому языку и даже не знаем, что они попадают в определенную классификацию и имеют свои грамматические особенности. А основное их отличие от динамических глаголов в том, что они не употребляются во временах группы Continuous , т. е. не могут иметь длительного времени. Действительно, нельзя же наблюдать за тем, как мы помним или верим, это ведь не физический процесс, а результат мыслительной деятельности человека. То же самое можно сказать про все Stative Verbs (конечно, с некоторыми исключениями, как это обычно бывает в английском языке).
Для начала давайте выясним, какие еще глаголы относятся к Stative Verbs и на какие они делятся группы:
- Глаголы физического восприятия (verbs of physical perception ): to hear , to notice , to see .
- Глаголы эмоционального состояния (verbs denoting emotions ): to adore , to care for , to detest , to dislike , to hate , to like , to love , to respect .
- Глаголы желания (verbs denoting wish ): to desire , to want , to wish .
- Глаголы умственной деятельности (verbs denoting mental processes ): to admire (в значении «восхищаться»), to appreciate , to assume , to believe (полагать), to consider (считать кем-либо, рассматривать как), to doubt , to expect (полагать), to feel (полагать), to imagine , to know , to mind (возражать), to perceive , to presume , to recall , to recognize , to recollect , to regard , to remember , to suppose , to think (думать), to trust , to understand .
- Глаголы отношения (relational verbs ): to apply , to be , to belong , to concern , to consist , to contain , to depend , to deserve , to differ , to equal , to fit , to have , to hold (содержать), to include , to involve , to lack , to matter , to need , to owe , to own , to possess , to remain , to require , to resemble , to result , to signify , to suffice .
- Другие глаголы: to agree , to allow , to appear (казаться), to astonish , to claim , to consent , to displease , to envy , to fail to do , to feel , to find , to forbid , to forgive , to intend , to interest , to keep doing , to manage to do , to mean , to object , to please , to prefer , to prevent , to puzzle , to realize , to refuse , to remind , to satisfy , to seem , to smell , to sound , to succeed , to suit , to surprise , to taste , to tend , to value .
Кажется, что запомнить такой огромный список ничем не связанных между собой английских слов просто нереально. На самом деле, делать этого и не нужно, главное – понять принцип, по которому попал в него тот или иной глагол, и важно помнить, что эти глаголы не обозначают физического действия. Вы можете просто запомнить названия групп, и глаголы будут вспоминаться сами собой.
Итак, мы должны запомнить, что все эти глаголы относятся к глаголам состояния и не использовать их во временах группы Continuous , ведь мы не хотим показаться неграмотными! Вспомните самые простые фразы на английском языке:
- I understand you . / I understand what you mean .
- I need a minute to write it down .
- I like roses .
- I have a car .
Мы никогда не говорим I’m understanding или I’m needing в простой английской речи.
Кажется, что все понятно, и тут приходит время поговорить об исключениях. В данном случае они будут обусловлены английских слов, т. е. возможностью иметь более одного лексического значения. Например, один и тот же глагол может иметь значение физического действия и принадлежать к одному из типов глаголов состояния. Среди них такой понятный и знакомый нам глагол to see :
to see – видеть (stative ), встречаться (dynamic ).
I see a woman in an elegant suit. – Я вижу женщину в элегантном костюме.
He’s seeing his parents after work. – Он встречается с родителями после работы.
Вот еще пример:
to appear – казаться (stative ), выступать на сцене (dynamic ).
She appears to be very happy with her new fiancé. – Кажется, она очень счастлива со своим новым женихом.
My favourite band is appearing on Sunday. – Моя любимая группа выступает в воскресенье.
Глаголы taste (иметь вкус / пробовать), smell (пахнуть/нюхать), look (выглядеть/смотреть), feel (чувствовать/трогать), think (думать/обдумывать) тоже подчиняются этому принципу. Чтобы разобраться, является ли глагол в конкретном случае динамическим или статическим, нужно хорошо понимать контекст, в котором он употребляется.
Интересно наблюдать за использованием глагола to have как статического и динамического. Так, когда to have является глаголом состояния и имеет значение «иметь», «обладать», его нельзя использовать в Continuous Tenses . Но если to have является частью устойчивого выражения (to have dinner , to have a shower ), он начинает работать как динамический глагол:
We have a big house in the suburbs. – У нас большой дом на окраине города.
I’m having lunch, so I’ll call you later. – Сейчас я обедаю, так что перезвоню позже.
Глагол to be тоже может употребляться во временах группы Continuous , но только при определенном ограничении: он будет использоваться для передачи временного состояния или поведения, например:
You are being too quiet today. What’s wrong? – Что-то ты совсем притихла сегодня. Что случилось?
She is being a pop-star. – Она ведет себя прямо как поп-звезда.
Кроме того, глагол to be следует поставить в Continuous из грамматических соображений в в формах Present Continuous Passive и Past Continuous Passive :
A new church is being built in our district. – В нашем районе строят новую церковь.
An applicant was being interviewed when I came to the office yesterday morning. – Когда я пришел вчера утром в офис, с претендентом на работу проводили собеседование.
Глагол to enjoy может употребляться в Continuous Tenses , если он обозначает наслаждение чем-то конкретным:
I’m enjoying my holiday in Italy. – Мне очень хорошо на отпуске в Италии.
I’m enjoying the performance a lot. – Мне так нравится это выступление!
В остальных случаях to enjoy выступает в качестве глагола состояния:
I enjoy watching horror films at night. – Мне нравится смотреть ужастики ночью.
Глаголы to look (выглядеть), to feel (чувствовать), to hurt и to ache (болеть) можно использовать как во временах Continuous , так и во временах Simple , при этом значение меняться не будет, и это не будет выглядеть грамматической ошибкой.
You"re looking much younger in this brightly-colored summer dress. = You look much younger in this brightly-colored summer dress. – В этом ярком летнем платье ты выглядишь намного моложе.
I’m feeling more confident after my promotion. = I feel more confident after my promotion. – Я чувствую себя увереннее после повышения.
My leg hurts me. = My leg is hurting me. – Нога болит.
И напоследок самое интересное. Большинство глаголов состояния можно использовать во времени Continuous для выражения ярких положительных или отрицательных эмоции или особого отношения:
I’m loving you. – Я так тебя люблю!
I’m hating the way you treat waiters. – Мне ужасно не нравится, как ты относишься к официантам.
I’m needing you, don’t leave! – Ты мне очень нужна, не уходи!
Глаголы состояния (Stative Verbs ) могут показаться сложной темой, хотя не стоит паниковать, если вы сразу не поймете ее полностью и не запомните всех глаголов и разницы в их значениях. Чаще читайте , задумывайтесь о том, почему автор использует конкретное время и как он его выражает, и необходимость учить статические глаголы у вас попросту отпадет. Упоминание о статических глаголах есть в описании почти каждого , поэтому рано или поздно эта тема усвоится сама собой.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Начиная изучать иностранный язык в школе, я не придавала этому предмету большого значения. Осознание важности пришло чуть позже, когда мне стало интересно, о чем поется в моих любимых песнях. С того момента изучение английского приобрело смысл, а вместе с ним появилось желание понимать как можно больше и заговорить на нем. Английский заворожил меня своей яркой стилистикой, четкой организованностью с одной стороны и неожиданной гибкостью с другой. Это увлечение привело к тому, что в 2007 году я закончила факультет иностранных языков с квалификациями преподавателя и технического переводчика. Я действительно хотела быть хорошим переводчиком, но так получилось, что я устроилась работать на курсы и начала преподавать. Оказалось, что преподавать можно по-разному, а не только так, как это делалось в школе или университетах. Перед преподавателями открыто множество дорог, придуманы разные методы, главное – не забывать ими пользоваться, делать обучение разнообразным и индивидуализированным. Все эти открытия мы воплощаем в нашей онлайн-школе «Инглекс» , проводя занятия по Skype.