Какие бывают синтаксические конструкции. Сложная синтаксическая конструкция: примеры предложений. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. Понятие сложных конструкций
Описываются новые явления в области современного синтаксического строя русского языка на различных его уровнях. Основная тенденция изменения в синтаксисе - нарастание черт аналитизма - рассматривается во взаимодействии с современной пунктуацией.
Предисловие - стр. 3 Введение - стр. 4 Различное понимание новых синтаксических явлений в литературном языке - стр. 4 Синтаксические типы прозы - стр. 7 Использованная литература - стр. 13 Глава 1. Изменения в системе словосочетаний и синтаксических связей - стр. 15 Опрощение многочленных словосочетаний Контаминация и распад словосочетаний - стр. 16 Активизация связи слабого управления - стр. 19 Самостоятельное употребление предложно-падежных форм - стр. 26 Функционирование формы именительного падежа в зависимых синтаксических позициях - стр. 31 Использованная литература - стр. 34 Глава 2 . Изменения в области предложения - стр. 37 Изменения размера предложения - стр. 37 Изменения в употреблении синтаксически связанных компонентов - стр. 44 Развитие вставных конструкций - стр. 52 Развитие предложений с некоординированными главными членами - стр. 65 Использованная литература - стр. 75 Глава 3 . Конструкции экспрессивного синтаксиса - стр. 79 Понятие экспрессии на синтаксическом уровне - стр. 79 Динамика экспрессивных конструкций - стр. 93 Использованная литература - стр. 103 Глава 4. Развитие отдельных сегментированных конструкций - стр. 106 Именительный представления - именительный темы - стр. 106 Сегментированные конструкции со сращением типа вот что - стр. 115 Лексический повтор с синтаксическим распространением - стр. 125 Повтор субстантива, распространяющегося придаточной частьюсложноподчиненного предложения - стр. 133 Активизация местоимения что (вместо который) - стр. 141 Новые синтаксические явления и пунктуация - стр. 146 Использованная литература - стр. 157 Заключение - стр. 160 Резюме - стр. 162 Zusammenfassung - стр. 163 Summary - стр. 164 Resume- стр. 165 Условные сокращения - стр. 166
Предисловие
Синтаксис современного русского языка обычно рассматривается в учебных пособиях и в лекционных курсах преимущественно со статической точки зрения: описываются основные модели различного синтаксического уровня и дается классификация этих моделей. Однако в синтаксической системе русского языка на протяжении его развития происходят изменения, приводящие к структурному и стилистическому перераспределению синтаксических конструкций. Навыки синтаксического анализа текста, приобретенные в средней школе на образцах из русской классической литературы, оказываются недостаточными при обращении к текстам современной художественной прозы, публицистики, не говоря уже о поэтическом тексте. Изучение ведущих тенденций развития синтаксического строя необходимо не только для более полного представления о его современном состоянии, стилистически более разнообразном по сравнению с так называемым классическим синтаксисом, но и для осмысления современной пунктуации, несомненно изменяющейся под влиянием соответствующих сдвигов в синтаксическом строе.
Учет новых явлений в области синтаксиса необходим и в методических целях - для подготовки студентов-филологов к их разнообразной дальнейшей деятельности: для работы в средней и высшей школе, в издательствах, в органах информации и т.п.
В данном пособии описание новых синтаксических явлений охватывает основные синтаксические уровни - словосочетание и предложение. Степень подробности изложения зависит от освещения того или иного вопроса в специальной литературе или от его спорности. Синтаксический облик современых текстов интерпретируется на историческом фоне, ибо новые явления синтаксиса естественно находят первоначальное "отражение и в период окончательного становления современных синтаксических норм (карамзинско-пушкинский период), и даже в предшествующую эпоху (литературный язык второй половины XVIII в.).
Сложные синтаксические конструкции представляют собой объединения частей с разнотипной синтаксической связью. Это комбинированные типы предложений; они разнообразны по возможным объединениям частей в них, однако при всем своем разнообразии поддаются довольно четкой и определенной классификации.
В зависимости от различных комбинаций типов связи между частями возможны следующие разновидности сложных синтаксических конструкций:
- Сочинение и подчинение: Лопатина стало клонить ко сну, @он обрадовался, «іоогдір в дверях появился шофер и доложил, (фтд)машина готова (К. Симонов).
Мы все почему-то вспомнили, ЯшД) наш Беликов не женат,@нам теперь казалось странным,lt;фтдgt;мы до сих пор... совершенно упускали из виду такую важную подробность в его жизни (А. Чехов).
, и | ||
I | ||
(что...) | (что...) |
Зуев светил фонариком, (ЯД)свет все тускнел, @ Зуев его погасил, Дтобьр сберечь на крайний случай последний проблеск огня (К. Паустовский).
и
но
(чтобы...),
Я стал обедать в людской кухне, @из прежней роскоши у меня осталась только вот эта прислуга, которая еще служила моему отцу и которую уволить мне было бы больно (А. Чехов).
(которая...) и (которую...)
- Сочинение и бессоюзная связь: Направление у меня в другую часть,(§а)я от поезда отстал: дай, думаю, погляжу на свой взвод и на своего лейтенанта (Э. Казакевич).
| |
|||
| . | |||
|
На улице и возле дач не было ни души: старые дачники уже ложились спать,@молодые гуляли в роще (А. Чехов).
Но чтение, по-видимому, плохо ее занимает: она роняет книгу и опять ее поднимает, кладет на колени и хочет резать листы головной шпилькой, но листы рвутся, и книга падает (Н. Лесков).
и
но
Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами (К. Паустовский).
а
, [
- Подчинение и бессоюзная связь: В лесу на прогулке иногда в раздумье о своей работе меня охватывает философский восторг: кажется,б^рдтр)решаешь мыслимую судьбу всего человечества (М. Пришвин).
говорит пусть
В науке надо повторять уроки, тобърхорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, lt;^тобьрне повторять их (В. Ключевский).
Кто сделал доброе дело, пусть молчит тот, для.шго оно было сделано (Сенека).
В том.Дтфэто был именно уж, не могло быть никаких сомнений: на голове его мирно светились оранжево-желтые очки (М. Шолохов).
- Сочинение, подчинение и бессоюзная связь: Она слушала и глядела ему в лицо: глаза у нее были грустные, умные,® было видно, lt;$тд)она хочет что-то сказать ему (А. Чехов).
5 | ||
| 1 (что...) |
Литвинов испытывал ощущение, подобное тому, которое овладевает человеком,Скогдйуон смотрит с высокой башни вниз: вся внутренность его замирала, @ голова кружилась тихо и приторно (И. Тургенев).
, и
(которое...)
(когда...)
И вот всенощная окончилась, все тихо разошлись, Дістало опять темно и пусто, @ наступила та самая тишина, какая бывает только на станциях, одиноко стоящих в поле или в лесу (А. Чехов).
и
и
}