Особенности строения сложных предложений. Сложное предложение. Обобщение. Особенности состава и структуры сложных предложений. СПП с несколькими придаточными

Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интанационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичный простому предложению. Отличие СП от ПП не количественное, а качественное . СП имеет собственное ГЗ и ГФ, собственные структурные показатели.

Грамматическое значение СП – типизированные синтаксически отношения между его частями. Предикативность оформлена в каждой предикативной части, где выражены модальность, время и лицо.

Что-то начало мне мерещиться, как если бы ночью снился сон, от которого остались одни обрывки. – во всех частях временное значение (1 – прошедшее, 2, 3 – временная неопределённость) , модальное значение (соответственно – реальное и ирреальное).

Однако эти значения в структуре СП взаимодействуют и влияют друг на друга, в следствие чего возникают особые значения: относительное время, условная модальность.

Было б поле, найдём и сошку. (Пословица)

(по Леканту)

СП – структурно и семантически единое целое, составленное из компонентов, органически связывающих друг друга, зависящих друг от друга, обусловливающих друг друга. Каждый компонент в составе СП не выражает в процессе высказывания отдельной, полностью законченной мысли. (по Маркеловой)

Так, предложение Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо (Ч.) состоит из двух частей, в каждой части имеется по два грамматических состава: Мальчик и всматривался в знакомые места; ненавистная бричка и бежала мимо .

Признаки СП:

1. СП – полипредикативны , ПП – монопредикативны;

2. СП обладают специфичными средствами связи его предикативных частей: союзы (сочин, подчин), союзные слова , т. е. указательно-местоимённые знаки (что…то), видо-временные формы глаголов, лексические компоненты предикативных единиц СП ;

3. Завершённость и целостность его семантики, т. е отражённая в нём мысль не есть простая сумма из разных мыслей, а есть сложное семантико-синтаксическое целое , которое отличается самостоятельным значением, завершённостью этого значения и его темы ;

4. Наличие у СП специальных интонационных контуров .

Все эти признаки соотносятся с понятиям свободной и несвободной модели СП:

- несвободная , как правило, имеет коммуникативные членения, рематична;

- свободная включает в себя разные семантические функции.

Все СП делятся на:

1. Союзные (ССП и [СПП – ок. 85% в языке]);

2. Бессоюзные.

Сложносочинённое предложение выражает значение грамматической равнозначности. Подразделяется на:

соединительные предложения;

противительные;

разделительные;

присоединительные;

предложения усложнённой структуры.

Сложноподчинённое предложение состоит из двух и более неравнозначных предикативных частей : господствующая часть и подчинённая (зависимая) часть. Подразделяется на:

1. Нерасчленённые (одночленные):

субстантивно-атрибутивные;

изъяснительные;

местоимённо-соотносительные.

2. Расчленённые (двучленные):

временные;

сопоставительные;

условные;

причинные;

следственные;

целевые;

уступительные;

сравнительные.

2. Не входят ни в расчленённые, ни в нерасчленённые: присоединительные .

54, 55, 56. Сложносочиненное предложение.

Сложносочинённое предложение выражает значение грамматической равнозначности. Основным показателем этого значения, и одновременно, средством связи частей в целое и выражения определённых отношений, является сочинительный союз . Он создаёт грамматическую форму ССП, поэтому не принадлежит ни одной из предикативных частей.

Всё небо заволокло облаками, и стал накрапывать редкий, мелкий дождь.

Соединяемые предикативные единицы являются равноправными и относительно автономными , но в некоторых случаях одна из них поясняет отдельные компоненты другой.

Комната была большая , светлая, но всё в ней было расставлено и навалено без толку ; Мне не хотелось домой , да и незачем было идти туда .

Значение равнозначности может подчёркиваться, усиливаться с помощью координаторов однородности – общих членов .

А вечером была для всех ёлка и все дружно встречали Новый год.

Структурный фактор ССП:

открытость (соединительные и разделительные отношения ): незамкнутый ряд, однотипность построения, имеют значение одновременности, что выражается соответствием видовременных форм глаголов-сказуемых, могут иметь неограниченное число частей.

И, лучших лет надежды и любовь, в груди моей все оживает вновь, и мысли далеко несутся, и полон ум желаний и страстей, и кровь кипит - и слезы из очей, как звуки, друг за другом льются.

То длинный сук ее за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой; то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок; то выронит она платок...

закрытость (противительные и присоединительные ): части представляют собой замкнутый ряд, это всегда две части, структурно и семантически взаимообусловленные, связанные. Это предложения с противительно-сопоставительными и присоединительными отношениями. Вторая часть в них замыкает ряд и не предполагает наличия третьей.

Не только Соня без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд.

Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез.

Закрытость структуры может наблюдаться и в предложениях с соединительными союзами, в тех случаях, когда сложносочиненные предложения являются объединениями частей контрастных или результативных.

Я хотел ему ответить, и не мог слова вымолвить.

Я рассказал ей смешную историю, и она сразу успокоилась.

Это свидетельствует о том, что свойство закрытости и открытости структуры связано не столько с характером самого союза (хотя это решающее условие, например, при противительно-сопоставительных союзах), сколько с семантико-структурной взаимосвязанностью частей.

Ветер стихал, и свежая прохлада начинала распространяться в виноградниках. – пример открытой структуры, поскольку предполагает продолжение ряда из-за параллелизма строения предикативной основы каждой части (в основном из-за совпадения видо-временного плана глаголов-сказуемых), однако при изменении формы сказуемого в первой части причинно-следственная зависимость компонентов предложения может проявиться более отчетливо и ряд замкнется: Ветер стих, и свежая прохлада начала распространяться в виноградниках.

Элементарное ССП включает две или более части, но выражает один вид отношений. Для оформления разных видов отношений используется усложнённое ССП.

Шёл дождь, и от сильного ветра шумели деревья, но в потёмках не было видно ни дождя, ни деревьев.

Общее значение грамматической равнозначности, аналогичности проявляется в ССП в виде определённых семантико-грамматичесих отношений. Они опираются на семантику сочинительных союзов.

Факторы, формирующие семантико-грамматические отношения:

Координация форм вида, наклонения, времени глаголов-сказуемых или связок,

Лексико-семантические отношения синонимии и антонимии,

Лексические элементы с общеуказвтельным значением (потом, поэтому, из-за того, для этого, при этом, вследствие этого и др.),

Включая метаслова (время от времени, иногда, одновременно, по временам, с тех пор, в то время, до сих пор и др.).

Я уехал от брата рано утром, и с тех пор для меня стало невыносимо бывать в городе.

Основные виды семантико-грамматических значений ССП:

Соединительные,

Противительные,

Разделительные.

54. Структурно-семантические особенности соединительных предложений.

В соединительных ССП значение однородности выражается в перечислении однотипных событий, ситуаций, что оформляется соединительными союзами:

Незамкнутая структура:

Основной союз и (имеет общее соединительное значение).

Горели фонари,и над домами стояла луна.

Подпочвенная вода лежит очень глубоко, и колодцы к лету пересыхают. – оттенок результата, следствия.

Оттенки могут выражаться добавочными показателями ,

На земле жилось нелегко, и поэтому я очень полюбил небо. – оттенок следствия.

С четырёх часов Невский проспект пуст, и вряд ли вы встретите на нём хоть одного чиновника. – значение результата.

Повторяющийся союз ни…ни (усиливает отрицание).

Союзы тоже и также (вносят оттенки отождествления и присоединения).

Дочь училась и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно. – союз внутри второй передикативной части .

Союз да (аналогичен союзу и , но отличается сниженной стилистической окраской).

У церкви сиротливо мерцал одинокий фонарь, да ещё злание школы светилось огнями.

Замкнутая структура:

Градациозные союзы как…так и , не только…но (и) подчёркивают обязательный характер соединения, усиливают значение сходства, аналогичности.

Мы не только накануне переворота, но мы вошли в него.

Соединительные отношения устанавливаются на фоне:

одновременности (несовершенный вид глаголов-сказуемых или связок в обеих частях ССП);

Простор комнаты пустынен, и сумрак её холоден.

разновременности (совершенный вид).

Лес окончился, и рота вошла в деревеньку.

Эти значения подчёркиваются или корректируются лексическими показателями .

В эту ночь в саду шелестел дождь, и потом несколько дней держалось ненастье. – значение последовательности выражено лексически (потом) , несмотря на глаголы несовершенного вида.

Употребление разных видовых форм затемняет временные отношения, они уточняются с помощью «полуслужебных» лексических элементов ещё, уже, вдруг, опять, наконец .

В лесах становилось всё сумрачнее, всё тише, и наконец пошёл густой снег. – последовательность (разновременность).

Бушевала метель, и небо ещё не прояснилось. – одновременность.

55. Структурно-семантические особенности противительных предложений.

В противительных ССП выражаются отношения противоположности , несовместимости; их грамматическая форма создаётся союзами:

Сопоставительные подчёркивают различие признаков, действий, отнесённых к разным лицам или предметам, а также различия пространственные, временные и пр.:

а (главный),

После обеда Женя читала, лёжа в глубоком кресле, а я сидел на нижней ступени террасы.

же (оттенок книжности): располагается внутри второй предикативной части, после слова, в котором выражено основание сопоставления.

Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

Люди переходили затопленные места без особых затруднений, лошадям же опять досталось.

Противопоставительные указывают на противоположность содержания второй предикативной части ожидаемому из смысла первой части, т. е. на их несовместимость.:

но (главный),

Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней, но всё небо было обложено ими.

Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи.

Река ещё текла в проране, но тихо было под мостом.

однако (книжность),

да (архаичность, разговорность),

Хороша русская удаль, да немногим она к лицу.

зато (оттенок возмещения),

Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.

а, только (частичное, неполное противопоставление).

До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва зажигалась.

Потом стало тихо, только доносились звуки со двора.

Во всех случаях может быть употреблён союз но как носитель семантики противопоставления .

Противоположность может подчёркиваться, усиливаться посредством частиц, лексических повторов с отрицанием, антонимической лексикой и пр.

По хутору зажглись редкие огни, а Натальи всё не было.

Легли опять спать генералы, да не спится им натощак.

Свечи ещё горели, но уже сквозь шторы пробивался утренний свет.

Степь давно осталась позади , а впереди уже высились местные горы.

Разрушено уже почти всё ,но взамен не создано ещё ничего .

Все предложения с противительными союзами имеют закрытую структуру .

56. Сложносочиненное предложение. Структурно-семантические особенности разделительных и присоединительных предложений.

В разделительных ССП выражаются отношения взаимоисключения, альтернативы, выбора . Структура таких предложений незамкнутая .

Союзы:

либо, или (альтернатива, выбор): они употребляются и как одиночные, и как повторяющиеся.

Только изредка пошумят и стихнут старые вербы, или прогудит высоко над домом неизвестно чей самолёт.

Ни о чём не хочется думать, или мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

Мы беседовали подолгу и подолгу молчали, думая каждый о своём, или же она играла мне на рояле.

то…то (чередование): употребляется только как повторяющийся.

То истинной дышит в ней всё, то всё в ней притворно и ложно.

то ли…то ли, не то…не то (отношения неразличения).

Не то я сам за эти три года утратил мою способность уживаться с людьми, не то люди стали за это время более пройдохами.

Присоединительные ССП сочетают в себе значение грамматической равнозначности и добавочности : первая часть семантически завершена, автономна, а вторая оформляет высказывание «по поводу» первой.

В лесу было весело, да и привык уже к такой жизни Елеска.

Специальные присоединительные союзы: да, и, причём, притом, к тому же, а то, а не то, не то и др.),

Собственно сочинительные , иногда в сочетании с лексическими единицами присоединительной семантики: и притом, но, тоже, также, зато и др.

Каштанка бегала взад и вперёд и не находила хозяина, а между тем становилось темно.

Арина Петровна осталась по-прежнему в Головлёве, причём , разумеется, не обошлось без семейной комедии.

Луга за Волгой окрасились в бурый цвет, в городе тоже все краски поблекли.

Значение добавления выражается вместе с соединительными, противительными и пр.

Включение присоединительных предложений в ССП не совсем бесспорно, поскольку они не проявляют в полной мере характерного для сочинения значения равнозначности, аналогичности. Присоединяемая, вторая часть в некотором отношении «обслуживает», поясняет первую.

Мне не хотелось домой,да и незачем было идти туда.

Сложным называется предложение, имеющее в своем составе две или несколько грамматических основы, например:Стоял июль, дни были ясными и солнечными .

Части сложного предложения могут быть соединены с помощью союзов, в этом случае принято говорить о союзном сложном предложении. В зависимости от значения союза союзные предложения классифицируются на сложносочиненные и сложноподчиненные: В доме уже никто не спал, когда я вернулся (предложение сложноподчиненное, так как союз когда является подчинительным). Небо стало пасмурным, серым, а в среду начались дожди. (предложение сложносочиненное, так как его части соединены сочинительным союзом и ). Соединение частей предложения может осуществляться при помощи интонации, то есть бессоюзно, в этом случае предложение называется бессоюзным: Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крыл.). Идти нельзя: дорогу размыло.

В строе сложного предложения встречается немало трудностей. Поэтому при употреблении сложных синтаксических конструкций следует помнить:

1. Употребление рядом двух однозначных союзов является грамматической ошибкой: Ваши рекомендации заслуживают внимания, но однако реализовать этот проект пока невозможно (союзы но и однако являются противительными и передают одинаковое значение); Он утверждает, что будто бы самолет был заправлен некондиционным горючим (союзы что и будто бы передают изъяснительное значение).

2. В сложном предложении нужно обращать внимание на правильный выбор союза: Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказано... (вместо если нужен союз когда, соотносительный со словом тогда в главном предложении).

3. В сложном предложении не допустимо неуместное повторение частицы бы в придаточной части (Если бы эти меры были бы приняты, все закончилось бы благополучно ). Повторение союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных придает фразе тяжеловесность.

4. Нужно избегать тавтологии союзов, то есть их неоправданного повторения: Вдали виднелись вершины гор, которые были покрыты снегом, который сверкал на солнце. – Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце. В первом примере замена придаточной части сложного предложения причастным оборотом не только упростила конструкцию, но и уточнила определяемое слово (не горы, а вершины).



5. Нарушается структура сложного предложения и при сочетании одного из его членов и придаточной части. В один ряд нельзя ставить, например, дополнение и придаточное предложение: Премьер говорил о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет . Неправомерно и соединение причастного оборота и придаточного определительного: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки . Следует заменить придаточное предложение причастным оборотом (исправляющие свои ошибки) или вместо причастного оборота.

6. При построении сложного предложения следует избегать двусмысленности, например: Состоялась беседа с руководителем драматического коллектива, который недавно поставил новую пьесу (непонятно, кто поставил пьесу, руководитель или коллектив). В этом случае лучше заменить сложное предложение двумя простыми, например: Состоялась беседа с руководителем драматического коллектива. Этот режиссер недавно поставил новую пьесу.

7. При передаче прямой речи с помощью косвенной следует помнить, что в прямой речи употребляются личные местоимения 1-го и 2-го лица, а в косвенной - только 3-го лица , например: На вопрос, как вы провели время в пути, пассажиры ответили, что российский лайнер заслуживает высокой оценки. Это косвенная речь, поэтому вместо местоимения вы должно быть употреблено местоимение они.

Контрольные задания к главе 5

1. В предложениях найдите ошибки, связанные с нарушением норм согласования, дайте исправленный вариант:

Состоялась беседа с Настей Северюхиной, одной из сильнейших спринтеров страны. Уже много лет он живет духовной сиротой. треть директоров компании вообще не захотело обсуждать эту тему. Миллион детей в нашей стране лишены родительской опеки. народ желает знать, как живут их герои. Организация реализует крупы: ячневая, гречневая, пшеничная. Половина россиян живут ниже прожиточного уровня. Была открыта и левая и правая створка двери. В стране работает более двух тысяч специалистов по реставрации картин. За последние пару лет вуз покинули около ста пятидесяти ученых.

2.В предложениях найдите ошибки. связанные с нарушением норм управления, дайте исправленный вариант:

Конечно, глядя на эти тусовки, восторгаться есть чему. на совещании должны присутствовать все заведующие клубов. Необходим специалист, компетентный по вопросам разоружения. мы вселим в вас уверенность в наше светлое будущее. Уикенд на другой галактике - это круто! Приехав в Москву, он манкировал все переговоры. По приезду вас встретят автобусы. С Арктики повеяло зимой. Справка может быть выдана только по предъявлению страховки. Согласно закона, такие проступки могут быть наказаны административно. Многие вещи, которые вы купили, но не пользуетесь, могли бы послужить другим. Этот творческий союз давно знаком и любим нашими слушателями. Мероприятия будут проведены в связи с предстоящим праздником Дня строителя. Правовые акты гарантируют человеку. потерявшему или не имеющему работы, минимальные средства к существованию.

3. В предложениях найдите ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм, определите их тип, дайте исправленный вариант:

В марте на предприятии состоится конкурс на звание лучшего работника по профессии. Сейчас появилась возможность покупки в рассрочку, оплачивая лишь треть стоимости автомобиля. При работе с реквизитами следует помнить о том: нужно внимательно оценивать номер подразделения. Мы очень скучаем по вам. завершая совещание, был поставлен кадровый вопрос. В этой борьбе полпреды президента либо уйдут с политической арены, либо власть должна измениться. В забастовке принимает участие 32 авиадиспетчера. На вопрос, как вы провели время в пути, пассажиры ответили, что российский лайнер заслуживает высокой оценки. Фирма, беспардонно пользуясь чужими деньгами, имеющая долги перед горожанами, продолжает процветать. Мы восхищаемся и преклоняемся мужеством солдат. Детский комбинат "Белочка" вновь принимает детей после капитального ремонта. Иллюстрации к рассказам, посланные на конкурс, выполнены хорошо.

Несмотря на то, что нормы орфографии знакомы вам из школьного курса русского языка, расслабляться рано!

  • Орфография - это раздел языкознания. изучающий принципы и правила передачи звуков речи на письме.

В область изучения орфографии входи теоретическое осмысление принципов, правил графического оформления слова, а также определение и исследование внутренних тенденций и внешних факторов, влияющих на изменения, происходящие в графической системе русского языка. Современная орфография включает в себя: а) правила передачи звуков речи на письме; б) правила употребления слитных, полуслитных и раздельных написаний; в) правила употребления строчной и прописной букв; г) правила написания сложносокращенных слов (аббревиатур); д) правила переноса слов.

В основе русской орфографии, а значит и многих правил написания слов, лежат следующие принципы орфографии:

1. Фонематический принцип, согласно которому все фонемы русского языка предаются на письме единообразно. Большинство написаний в русском языке подчиняется фонематическому принципу. Например, фонема [о] в слове море передается на письме буквой -о-. В этом случае мы пишем -о- и произносим звук [о]. В слове морской на месте этой буквы мы произносим звук а-ослабленное, однако передаем его той же буквой. Фонематический принцип определяет написание всех проверяемых гласных и согласных букв.

2. Морфологический принцип, согласно которому все морфемы (части слов) в русском языке имеют единообразное написание. Данный принцип близок к фонематическому. Например, корневая морфема "город" в словах городской, городовой будет передаваться единообразнонезависимо от того, в каких фонетических условиях находятся составляющие морфему звуки. В соответствии с морфологическим принципом единообразное написание имеют большинство русских корней, суффиксов, приставок. Однако присутствуют и отступления от морфологического принципа, например, словоградостроитель имеет уже другое написание коневой морфемы.

3. Фонетический принцип. Является отступлением от морфологического принципа. Согласно данному принципу, мы пишем букву, полностью соответствующую определенному звуку. Фонетическими в русском языке являются следующие написания:

а) написания согласных -з, с- в конце приставок без-бес, из-ис, раз-рас, чрез-черес и т.д. Согласно правилу, перед звонким согласным мы пишем -з- , перед глухим -с- , например, р асплавиться, размытый, исчезнуть, извиваться, чересполосица, чересчур, чрезвычайный, беззвездный, беспробудный и т.д.

б) написание гласной -и- после приставок, заканчивающихся на твердый согласный. В словах безынтересный, сыграть, предыюльский, возыметь, подытожить, безынициативный, предынфарктный и т.д. мы пишем -ы-, так как слышим этот звук. Исключение составляют слова с приставками -меж, сверх-, слова с иноязычными приставками, а также сложносокращенные слова например: дезинфекция, контригра, пединститут, фининспектор, панисламский, сверизысканный, межинститутский и т.д.

4. Традиционный принцип. Эти написания определяются русской орфографической традицией. К ним принадлежат написания -чу, щу, ча, ща-, -жи, ши- , написание чередующихся гласных в корнях слов, написание -о, е- после шипящих и -ц- , написание приставок -пре, при- и т.д.

5. Дифференцирующий принцип, согласно которому различные написания определяются разными условиями в тексте или разными значениями, например: компания друзей, но предвыборная кампания; в течении реки (сущ.), но в течение дня (предлог); не смотря на окружающих (дееприч.), но несмотря на снегопад (предлог) и т.д.

Упражнения к теме

1. В данных словах вставьте пропущенные буквы, расставьте ударение. . В случае затруднения обращайтесь к “Толковому словарю” и "Орфографическому словарю"

Ф…ксимиле, ф…лиант, триптих, урб…нист, б…рк…рола, с…р…нада, анг…ж…мент, б…нуар, импр…сарио, …ратория, в…рн…саж, п…г…нация, м…н…скрипт, м…ринист, с…гидилья, ф…льцет, м…з…нсцена, акв…рель, п…мфлет, б…н…фис, к…медия, в…олончель, к…л…рит, б…т…фория, п…н…рама, к…т…лог, бук…нист, п…тит, м…заика, кв…нт, пр…д…сер, к…рд…балет, м…зансцена.

2. Спишите слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Объясните значения слов, используя “Толковый словарь”.

Ак…мпан…мент, аксес…уар, а…нексия, ап…нд…цит, ас…мблея, ат…ше, ат…рибут, аф…ект, бал…аст, бар…ок…о, дис…онанс, бак…лавр, гут…аперча, деф…ект, д…фицит, дилем…а, ди…грам…а, диф…узия, дра…ма, пье…а, дрес…ировать, дюрал…юминиевый, и…юзия, им…тация, им…унитет, к…к…фония, им…грант, им…нентный, имп…зантный, импрес…арио, ип…одром, к…лиграфия, кол…едж, к…лектор, кол…оквиум, колос…, квинтэ…сенция, кор…зия, кот…едж, ком…ерция, палац…о, плис…е, эф…ект.

3. Вставьте буквы. Определите лексическое значение данных слов, пользуясь словарями: толковыми, этимологическими, иностранных слов. Составьте с ними предложения.

Пр…амбула, пр…валировать, пр…дикат, пр…зент, пр…зентабельный, пр…зидент, пр…людия, пр…мьера, пр…парировать, пр…рогатива, пр…стиж, пр…тендент, пр…тенциозность, пр…цедент, пр…ватный, пр…мадонна, пр…мат, пр…митив, пр…вилегия.

4. Объясните правописание местоимений. Для этого перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

1. Жил н…кто, человек безродный, одинокий, вдали от города, в глуши (Кр.). 2. Н…что не трогало его, не замечал он н…чего (П.). 3. Самгин незаметно, н… с кем не простясь, ушёл (М.Г.). 4. Н… на чём отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины (Гонч.). 5. Мальчик смастерил что-то из ракушек, почти не шевелясь и н…чего не замечая вокруг (Фед.). 6. Тут делать н…чего – друзья поцеловались (Кр.). 7. (Н…) (у) кого не было сомнения, что идут неприятельские полки, что от этого боя будет зависеть многое (Фад.). 8. Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы её ни…то не увидел и (н…) (о) чём не расспрашивал (Пауст.). 9. Лизавете Ивановне (н…) (с) кем было посоветоваться: у неё не было ни подруг, ни наставниц (П.). 10. Он мне очень противен, а странно: (н…) (за) что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась (П.). 11. Моргача не любят, потому что ему самому н… до кого дела нет (Т.). 12. Клим никогда (н…) (с) кем не говорил так, как с Мариной (М.Г.). 13. Он всё понимал и (н…) (во) что не хотел вмешиваться (Горб.). 14. (Н…) что не предвещало непогоды (Арс.). 15. Минуты через две загремели ключи, кто(то), казалось, сходил по лестнице (Г.). 16. Вдруг завизжала дверь на блоке и задрожал пол от чьих(то) шагов (Ч.). 17. Жил он уединённо, лишь изредка кое (кто) заходил к нему.

2. Этот провал (н…) что иное, как угасший кратер. 2. Вопрос может разрешит директор, и (н…) кто иной. 3. Проект сделан (н…) кем иным, как известным специалистом. 4. Внесённое предложение является (н…) чем иным, как результатом недоразумения. 5. (Н…) что иное не могло бы больному так помочь, как перемена климата. 6. (Н…) кто другой, кроме маленького шалунишки, не мог этого сделать. 7. Работу доведёт до конца помощник мастера, и (н…) кто иной лучше её не выполнит.

5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в глагольных окончаниях будущего времени и повелительного наклонения.

1. Выйд…те из комнаты. – После того, как выйд…те, помещение будет проветрено. 2. Выпиш…те незнакомые слова в тетрадь. – Вы выпиш…те газету на следующий квартал? 3. Выруч…те меня, пожалуйста, и на этот раз. – Если выруч…те, буду очень признателен. 4. Вышл…те заказанные книги наложенным платежом. – Когда вышл…те, сообщите об этом. 5. Прыгн…те ещё раз? – Пожалуйста, прыгн…те, у вас это хорошо получается. 6. Вытр…те руки: они у вас влажные. – Когда вытр…те, повесьте полотенце на вешалку. 7. Привыкн…те к режиму в доме отдыха. – Когда привыкн…те, он вам понравится. 8. Умолкн…те хоть на минуту! – Пока не умолкн…те, я не буду рассказывать. 9. Если дверь будет заперта, стукн…те в неё или окликн…те кого-нибудь из нас. – Как только вы стукн…те или окликн…те, вам откроют. 10. Вывед…те пятно. – Когда вывед…те, прогладьте ткань.

6. Перепишите, вставляя буквы, обозначая суффиксы причастий. В скобках укажите спряжение глагола, от которого образовано причастие.

Раст…ла…щаяся степь, стро…щееся здание, т…жело дыш…щий человек, кол..щий дрова юноша, мел…щий муку работник, ненавид…щий предателей человек, пил…щий дерево рабочий, пряч…щийся зверёк, плещ…щиеся в воде ребятишки, кле…щий коробочку мальчик, трепещ…щая рыба, знач…щееся по списку количество, борю…щийся с бурей экипаж, готов…щийся к зачётам студент, дремл…щий старичок, стел…щийся туман, ла…щая собака, спе…щий виноград, клокоч…щий смех, хлещ…щие брызги

7. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Баловство детей

Баловать детей опасно не только по (тому), что баловство пор…ждает в них эгоцентризм и ижд…венчество, но и по (тому), что оно очень скоро пр…водит к пр…сыщению и равн…душию. (Не) избалова…ому ребёнку горазд… легче д…ставить радость: любой подарок, любое лакомство или развлечение пр…носят ему горазд… больше удовольствия, чем баловню, знающ…му, что стоит ему только захотеть, и весь мир будет к его услугам. Для полноты ощущения жизни совсем (не) обязательно, что (бы) у ребёнка было много дорогих игрушек, (что) бы в праз…ничные дни (не) пр…менно побывал на п…ти или шести ёлках, что (бы) к…нфеты и мороже…ое выд…валось по первому требованию.

Сбор ягод

Крупная земл…ника и клубника всюду алели так ярко, что к…зались рубинами на тёмной зелени травы. Ребята работали ловко, я то (же) (ни) (от) кого не отст…вал. Нагибался к земле и бегал так (же) проворно, как и самые шустрые яг…дники. (В) течени… (не) скольких ч…сов моё ведёрко было так (же) полно, как и у ребят. Ближе к (полу) дню мы уже соб…рали ягоды себе в рот или кепку. Рж…ной хле…, свежие ягоды, отдых на тра…ке быстро восст…новили наши силы. Через (пол) часа отдыха мы мчались к лесной реч…нке, которая так (же) служила одной из пр…манок нашего пут…шествия. К вечеру мы торопились домой, что (бы) на след…щий день повторить то (же) пут…шествие. За день мы чу…ствовали (не) малую усталость. За (то) как приятно быть в лесу и соб…рать ягоды!

Осторожно, знаки препинания! Копайте глубже и не торопясь!

  • Под пунктуацией принято понимать: а) систему графических неалфавитных знаков, то есть знаков препинания; б) систему правил употребления знаков препинания.

В современной русской речи наблюдается разнообразное использование пунктуационных знаков и графических средств, которые составляют единую графическую систему русского языка, включающую следующие знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, восклицательный знак, вопросительный знак, кавычки, многоточие, скобки (они являются центральными), а также метаграфемы (курсив, р а з р я д к а, шрифт ), которые относятся к периферийным знакам.

Постановка знаков препинания в письменной речи определяется следующими принципами пунктуации:

1. Грамматический принцип, согласно которому, знаки препинания отделяют одну грамматическую часть текста от другой. Например, точка отделяет одно предложение от другого, знаки препинания в сложном предложении отделяют одну предикативную часть предложения от другой и т.д.

2. Логический или смысловой принцип. Согласно данному принципу, знаки препинания выделяют часть предложения, имеющую особый смысл. Например, по логическому принципу ставится запятая, выделяющая причастный, деепричастный, сравнительный обороты, а также знаки препинания с бессоюзном сложном предложении, которые передают смысловые отношения между частями такого предложения: Ржавеет золото, и истлевает сталь - лишь слову власть дана (тире передает смысловые отношения сопоставления).

3. Интонационный принцип. Согласно данному принципу, знаки препинания передают на письме интонационный рисунок устной речи. Например, после каждой фразы мы делаем логическую паузу, на месте которой в письменной речи обязательна точка или какой-либо другой знак: Шутить с мечтой опасно: разбитая мечта может составить несчастье жизни. (На месте паузы мы ставим двоеточие).

Однако чаще всего знаки препинания ставятся в письменной речи в соответствии с несколькими принципами, например, точка ставится в соответствии со всеми тремя принципами пунктуации.

Упражнения по теме

Причитайте тексты, вставьте пропущенные знаки препинания, объясните постановку знаков препинания, определив правило и принцип пунктуации, который действует в том или ином случае.

Длинной блистающей полосой тянется с запада на восток Тай­мырское озеро. На севере возвышаются каменные глыбы за ними маячат черные хребты. Весенние воды приносят с верховьев следы пребывания человека рваные сети, поплавки, поломанные весла и другие немудреные принадлежности рыбачьего обихода.

У заболоченных берегов тундра оголилась только кое-где белеют и блестят на солнце пятнышки снега. Еще крепко держит ноги ско­ванная льдом мерзлота, и лед в устьях рек и речонок долго будет стоять, а озеро очистится дней через десять. И тогда песчаный бе­рег запитый светом перейдет в таинственное свечение сонной воды а дальше в торжественные силуэты и причудливые очертания про­тивоположного берега.

В ясный ветреный день вдыхая запахи пробужденной земли, мы бродим по проталинам тундры и наблюдаем массу прелюбопыт­ных явлений из-под ног то и дело выбегает припадая к земле куропатка; сорвется и тут же как подстреленный упадет на землю крошечный куличок, который стараясь увести незваного посетите­ля от гнезда тоже начинает кувыркаться у самых ног. У основания каменной россыпи пробирается прожорливый песец, покрытый кло­чьями вылинявшей шерсти, и поравнявшись с камнями делает хорошо рассчитанный прыжок придавливая лапами выскочившую мышь. А еще дальше горностай, держа в зубах серебряную рыбу, скачками проносится к нагроможденным валунам.

У медленно тающих ледничков начнут оживать и цвести растения, первыми среди которых будут розы, потому что они развиваются и борются за жизнь еще под прозрачной корочкой льда. В августе среди стелющейся на холмах полярной березы появятся первые грибы, ягоды словом все дары короткого северного лета. В поросшей жал­кой растительностью тундре тоже есть свои прелестные ароматы. Ког­да наступит лето и ветер заколышет венчики цветов жужжа, прилетит и сядет на цветок шмель большой знаток чудесного нектара.

А сейчас небо опять нахмурилось и ветер бешено засвистел воз­вещая нам о том, что пора возвращаться в дощатый домик поляр­ной станции, где вкусно пахнет печеным хлебом и уютом человечес­кого жилья. Завтра начинаются разведывательные работы.

Еще только одиннадцатый час на исходе а уже никуда не денешьея от тяжелого зноя, каким дышит июльский день. Раскаленный воздух едва-едва колышется над немощеной песчаной дорогой. Еще не кошенная но наполовину иссохшая трава никнет и стел от зноя почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек ни животное ни насекомое никто уже больше не борется с исто­мой. По-видимому, все сдались убедившись в том, что сила исто­мы, овладевшей ими непобедима и непреодолима. Одна лишь стре­коза чувствует себя по-прежнему и как ни в чем не бывало пляшет без устали в пахучей хвое. На некошеных лугах ни ветерка, ни ро­синки. В роще под пологом листвы так же душно как и в откры­том поле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка.

Полуденное солнце готовое поразить каждым своим лучом жжет невыносимо. Бесшумно, едва приметно струится в низких берегах кристально чистая вода, зовущая освежить истомленное зноем тело в прохладной глубине.

Но отправиться купаться не хочется да и незачем после купания еще больше распаришься на солнцепеке.

Одна надежда на грозу лишь она одна может разбудить скован­ную жаром природу и развеять сон.

И вдруг впрямь что-то грохочет в дали, неясной и туманной, и гряда темных туч движется с юго-восточной стороны. В продолже­ние очень короткого времени в течение каких-нибудь десяти-пятнадцати минут, царит зловещая тишина и все небо покрывается ту­чами.

Но вот откуда ни возьмись в мертвую глушь врывается резкий порыв ветра, который, кажется, ничем не сдержишь. Он стреми­тельно гонит перед собой столб пыли беспощадно рвет и мечет дре­весную листву безжалостно мнет и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков.

Хорошо бы в пору укрыться от этого совсем нежданного но желанного гостя. Добежать до деревни не удастся а усесться в дупло старого дуба впору только ребенку. Гроза надвигается изредка вда­леке вспыхнет молния, слышится слабый гул, постепенно усилива­ющийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раска­ты, обнимающие весь горизонт. Но вот солнце выглянуло в после­дний раз, осветило мрачную сторону небосклона и скрылось. Вся окрестность вдруг изменилась, приняла мрачный характер и гроза началась.

Тихий сентябрьский день был на исходе. По лесным дорогам под гору двигались искусно замаскированные ветвями пушки и трехтон­ки, шли караваны груженных по-видимому минами лошадей. У всех в этот день было приподнятое настроение обессилевшие за пос­ледние дни бойцы, расположившись небольшими, но плотными груп­пками или поодиночке, наспех писали письма и вполголоса перего­вариваясь подкреплялись тушенкой.

Уже совсем стемнело и в ущелье стало холодно, когда покинув позиции батальоны отправились в путь. Было непонятно, как в густом лесу при едва брезжущем свете луны двигаясь па ощупь люди найдут свое место в горах и приготовятся к бою. Однако ко­мандиры рот заранее изучили окрестности, и поэтому отход проте­кал нормально.

Неприятель в течение ночи почти не пытавшийся штурмовать на рассвете в открытую ринулся на нашу арьергардную роту остав­ленную в теснине... Но никто из фашистов не видел как на верши­не кристаллических скал, укрытые охапками легких стелющихся рас­тений, едва зыблющихся на ветру расположились наблюдатели, бук­вально не сводившие глаз с врага.

Взволнованные долгим ожиданием готовые стоять насмерть, ле­жали бойцы на скалах, а на дорогах недоступные огню шли фашис­ты. Опасность была настолько велика, что ни у кого не возникла мысль пренебречь ею или хотя бы приуменьшить ее. ^

Лебедь по своей величине силе и красоте и величавой осанке давно и справедливо назван подлинным царем всего подводного пти­чьего мира. Белый как снег, с блестящими небольшими глазами длинношеий, он прекрасен, когда невозмутимо спокойно плывет по темно-синей зеркальной поверхности воды. Но все его движения преисполнены безыскусной прелести: начнет ли он пить и зачерп­нув носом воды поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, нырять как заправский пловец залихватски плескаясь своими могучими крыльями, далеко распространяя брызги воды; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнет беспрестанно носом перебирать в нем каждое перышко, про­ветривая и суша его на солнце все непостижимо живописно и величаво в нем.

Лебединых стай я не видывал в тех местах Оренбургской губернии где я постоянно охотился и где мне не раз встречались косяки других птиц лебеди бывают гам только пролетом. Однако бывает и так не­скольким лебедям, пребывающим в холостом состоянии, понравится привольное место неподалеку от моей дощатой времянки, и они если только не будут отпуганы прогостят в течение недели, а то и более. Откуда они прилетают и куда улетают я не знаю. Однажды их гостевание продолжалось три месяца, а, может быть, было бы и более пока не случилось пренеприятнейшее: местный старожил, не кто иной как объездчик нашего участка, убил одного наповал для пуха, непревзойденные достоинства которого известны нам.

В большинстве старинных песен, особенно в южнорусских ле­бедь преподносится как роскошная, благородная птица, никогда не бросающая собратьев по стае в несчастье. Обессилевшие, обескро­вевшие они будут отчаянно защищать других. Лебеди не склоняют­ся даже перед непреодолимыми препятствиями.

Небезызвестна их недюжинная сила. Говорят, что если собака бросится на детей лебедя или кто-то приблизится к нему легкоране­ному он ударом крыла может прибить до смерти.

Отправляя в разведку Метелицу Левинсои наказал ему во что бы то ни стало вернуться этой же ночью. Но деревня куда был послал взводный на самом деле лежала много дальше, чем предпо­лагал Левинсон: Метелица покинул отряд около четырех часов пополудни и на совесть гнал жеребца, согнувшись над ним как хищная птица, жестоко и весело раздувая тонкие ноздри точно опьяненный этим бешеным бегом после пяти медлительных и скучных дней но до самых сумерек бежала вслед, не убывая тайга в шорохе трав, в холодном и грустном свете умирающего дня. Уже совсем стемнело, когда он выбрался наконец из тайги и придержал жеребца возле старого и гнилого с провалившейся крышей омшаника, как видно давным-давно заброшенного людьми.

Он привязал лошадь и, хватаясь за рыхлые осыпающиеся под руками края сруба, взобрался на угол рискуя провалиться в темную дыру, откуда омерзительно пахло задушенными травами. Припод­нявшись на цепких полусогнутых ногах стоял он минут десять не шелохнувшись зорко вглядываясь и вслушиваясь в ночь, невидный на темном фоне леса и еще более похожий на хищную птицу.

Метелица прыгнул на седло и выехал на дорогу. Ее черные дав­но неезженые колеи едва проступали в траве. Тонкие стволы берез тихо белели во тьме как потушенные свечи.

Он поднялся на бугор слева по-прежнему шла черная гряда со­пок, изогнувшихся, как хребет гигантского зверя шумела река. Вер­стах в двух, должно быть возле самой речки, горел костер, он напо­минал Метелице о сиром одиночестве пастушьей жизни; дальше пересекая дорогу, тянулись желтые, немигающие огни деревни. Линия справа отворачивала в сторону, теряясь в синей мгле в этом направлении местность сильно понижалась.

Понятие сложного предложения

В лингвистике были выдвинуты две основные концепции сущности сложного предложения.

Согласно первой из них (восходящей к трудам А. М. Пешковского и А. А. Шахматова) сложное предложение понимается как соединение, сочетание, сцепление предложений, каждое из которых сохраняет свою смысловую и структурную самостоятельность. Считая, что простое предложение, входящее в состав сложного, не утрачивает своих существенных признаков, сторонники данной точки зрения приходят, в частности, к отрицанию существования сложносочинённого предложения как синтаксической единицы.

Согласно второй концепции сущности сложного предложения (обоснованной в трудах В. А. Богородицкого, H.С. Поспелова, В. В. Виноградова) его компоненты, составляя единую синтаксическую единицу, теряют свою самостоятельность. Эта точка зрения получила наибольшее распространение. Однако перед её сторонниками встаёт вопрос о том, в чём состоит отличие сложного предложения от простого. По этому вопросу между лингвистами наметились определённые разногласия.

Ряд авторов полагает, что сложное предложение представляет собой объединение предикативных единиц на основе синтаксической связи, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве единого коммуникативного целого. Компоненты сложного предложения при этом обладают формальной и смысловой организацией, свойственной простым предложениям, но лишены коммуникативной самостоятельности. Иную позицию занимает по данному вопросу другие авторы, считая, что для того, чтобы создать сложное предложение, его компоненты не просто должны быть лишены коммуникативной самостоятельности, но должны отличаться от соответствующих простых независимых предложений по структуре и по функции.

Третьи полагают, что простые предложения становятся компонентами сложного предложения, претерпевая определённые изменения под влиянием синтаксической связи, однако компоненты сложного предложения характеризуются различной степенью подобия простым предложениям. Одни могут отличаться и по структуре, и по функциям, других может отличать только отсутствие коммуникативной самостоятельности.

Некоторые особенности употребления сложных предложений

сложный предложение юридический речь

Среди ошибок и недочётов, связанных с употреблением сложных предложений, прямой и косвенной речи, наиболее распространёнными являются следующие: неправильное построение самой конструкции предложения, использование излишне громоздких конструкций.

1. Одним из самых распространенных недочётов является загромождение сложного предложения придаточными предложениями.

Ср.: Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые отношения, которые в последние годы неуклонно развивались и проявляют тенденцию к дальнейшему росту, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации массового стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Америки, а это не может не отразиться на действиях нашего государства, которое продолжает рассчитывать на успех переговоров, хотя понимает, что достичь прогресса в таких переговорах будет нелегко, но мы привыкли преодолевать трудности.

· Неуместно также нанизывание однотипных синтаксических конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения.

2. В ряде случаев одна и та же ситуация может быть выражена с помощью как сложносочинённых, так и сложноподчинённых предложений.

Ср.: Он вошёл, и мы встали; Когда он вошёл, мы встали.

· В то же время в речи часто наблюдаются случаи «сбоя структуры»: предложение, начатое как сложноподчинённое, заканчивается как сложносочинённое, и наоборот. Это недопустимо!

Ср.: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.

3. К грамматическим ошибкам относится также использование разнотипных частей сложного предложения.

Например: Представитель нашей делегации выдвинул два положения: 1) без России Совет Европы не может полноценно функционировать; 2) необходимость стабилизации положения на Кавказе. В данном бессоюзном предложении при пояснении в первом случае используется двусоставное предложение (Совет не может функционировать , во втором - назывное предложение с одним главным членом - подлежащим необходимость (эта часть может быть охарактеризована и в качестве словосочетания, а не предложения).

4. Речевым недочётом при построении сложного предложения является так называемое смещение конструкции.

Например: Последнее, о чём я скажу, это о перерасходе средств. В данном случае в главном предложении (Последнее... это о перерасходе средств ) произошло смещение конструкции под влиянием придаточного предложения (о чём я скажу ). Грамматически более корректной была бы конструкция: Последнее, о чём я скажу, это перерасход средств .

5. Очень распространены в речи ошибки и недочёты, связанные с неправильным употреблением союзов и союзных слов:

а) использование одновременно нескольких союзов, союзных слов, лишней частицы бы при союзе чтобы .

б) неуместная вставка или, напротив, неправомерное опущение указательных слов: тот, то, такой и др.

в) неуместное использование одного союза или союзного слова вместо другого:

г) неуместное использование одновременно союза и союзного слова при однородном подчинении:

6. В некоторых типах сложноподчинённых предложений могут использоваться инфинитивные предложения (сказуемое выражено в них независимым инфинитивом). Это возможно только в том случае, если в главном и в придаточном предложениях говорится об одном и том же действующем лице:

Чтобы не опоздать на поезд, мне пришлось взять такси.

· Нельзя использовать инфинитивные конструкции в тех случаях, когда в главном и в придаточном предложениях действуют разные субъекты.

· Не рекомендуется также использовать целевые придаточные с союзом чтобы (особенно в позиции - после главного предложения!) в том случае, если главное предложение выражает не активное действие, а пассивное состояние, отношение и т.п.:

7. Невыраженность существенного звена мысли, связанного с восприятием какого-либо явления или его оценкой, часто приводит к речевым недочётам, которые выглядят как логические ошибки:

8. При использовании определительных придаточных предложений типичными являются следующие ошибки и недочеты:

а) придаточные предложения отрываются от определяемого слова:

б) союзные слова ошибочно согласуются не с тем существительным, которое является определяемым:

в) союзное слово который неправомерно переносится в середину придаточного предложения:

г) неправомерно опускается определяемое слово в главном предложении.

· Кроме того, следует учитывать, что союзные слова который, какой, чей замещают ближайшее к ним существительное. Особенно важно учитывать это в том случае, если придаточное предложение стоит после словосочетания, включающего несколько существительных одного рода или стоящих во множественном числе.

Например: Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной. При таком порядке слов следует сделать вывод, что казаки, а не их лошади были покрыты пеной. Чтобы скорректировать высказывание, можно поставить причастный оборот перед тем словом, к которому относится действие причастия (ср.: Впереди неслись покрытые пеной лошади казаков ).

· В целом при построении сложного предложения необходимо следить за тем, чтобы мысль развертывалась логически точно! Иначе могут появиться не только логические, но и грамматические ошибки

Умение правильно отличать сложные предложения, типы сложных предложений во многом определяет навык корректно употреблять знаки препинания. От того, какая связь присутствует между частями, зависит и сам знак препинания, ведь не секрет, что, помимо запятой, можно употреблять двоеточие, тире или точку с запятой. О том, как правильно различать типы сложных предложений, и поговорим в статье.

и сложное

Предложение - это основная синтаксическая единица любого языка. Именно при помощи них люди не только разговаривают, но и думают, пишут. Изучением предложений занимается синтаксис. Эта часть языковой науки определяет простые и сложные предложения, типы сложных предложений. Этот раздел также показывает, как происходит связь слов в синтаксические единицы.

Изучая синтаксис, человек развивает свою речь: она становится богатой, точной, стройной и выразительной. Действительно, можно говорить, используя простые предложения, но совершенно другое - применять окрашенные сравнениями, развернутыми метафорами.

Тесно примыкает к синтаксису пунктуация. Центром ее ведения является умение корректно использовать знаки препинания. Это очень важно, ведь таким образом мысли пишущего становятся четкими и понятными.

Типы предложений

Предложения в русском языке разделяются на простые и сложные. Главный определяющий фактор здесь - количество грамматических основ. Если она одна - предложение простое. К примеру: "Осень окрасила улицы разноцветными листьями". (подлежащее - осень, сказуемое - окрасила, соответственно, предложение простое). Совсем иное дело, если у предложения более одной основы. В таком случае оно относится к сложным: "Осень окрасила улицы разноцветными листьями, но буйство это продлится недолго". Подлежащее №1 - осень, сказуемое №1 - окрасила; подлежащее №2 - буйство, сказуемое №2 - продлится. Таким образом, в данном примере предложение сложное.

Не нужно путать сложное и осложненное предложение. Часто за вторую грамматическую основу принимают однородное сказуемое. Например: "Осень насупила и окрасила улицы разноцветными листьями". Данное предложение простое, осложненное однородными сказуемыми: наступиса, окрасила.

Простые предложения: отличия и характеристики

Все типы простых и сложных предложений разграничиваются по двум параметрам: цели высказывания и интонации. Первый подразумевает синтаксические единицы повествовательные, вопросительные и побудительные. Интонационно выделяют невосклицательные и восклицательные предложения.

Предложения простые, в свою очередь, разграничивают по нескольким параметрам.

  1. Распространенные и нераспространенные. Здесь обращаем внимание на наличие второстепенных членов. "Котята играют". - "Милые котята играют на лужайке перед домом". Первое здесь только подлежащее (котята) и сказуемое (играют). Во втором же случае при той же грамматической основе есть и обстоятельства (на лужайке, перед домом) и определение (милые).
  2. Односоставные и двусоставные. Первые имеют только один из главных членов: "Мне не выйти из дома". Здесь в наличии только сказуемое выйти.
  3. Осложненные и нет. Осложняться простое предложение может обособленным определением, дополнением или обстоятельством: "Человек, читающий книги, всегда будет интересным собеседником". "Читающий книги" - обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Кроме того, однородные члены, вводные слова и конструкции, также делают предложение осложненным.
  4. Полные и неполные. Последние не имеют в составе какого-либо члена, главного либо второстепенного. Вне контекста их смысл непонятен.

Деление сложных предложений в зависимости от типа связи

Типы связей частей сложного предложения и слов в словосочетании - сочинительная и подчинительная. Рассмотрим их в контексте сложного предложения.

Если две части предложения равнозначны, между ними не напрашивается вопрос - перед нами сочинительная связь. Она выражается с помощью сочинительных союзов и интонационно.

Если одна из частей зависит от другой, мы легко можем задать между ними вопрос, то имеет место подчинительная связь. Она реализуется с помощью подчинительных союзов, и интонационно.

Только интонационно связаны части, которые имеют в составе бессоюзные сложные предложения. Типы сложных предложений подробно рассмотрим ниже.

Сложносочиненное предложение

Соответственно, будут выделяться следующие типы сложных предложений:

  1. ССП с соединительными союзами. Самые распространенные - и, да, да и, а (равное по значению и), также, тоже. Эти предложения передают чаще значение времени, одновременность или последовательность действий. Например, предложение: "На небе появилась черная туча, и лишь через минуту блеснула молния". Здесь последовательность событий оформлена не просто с помощью союза и , она еще больше усилена обстоятельством времени: через минуту . Также ССП с соединительными союзами могут обозначать значение причины или следствия: "Я закаляюсь каждое утро, и поэтому болезни мне чужды". Причинное значение усилено обстоятельством поэтому .
  2. В ССП с противительными союзами (но, а, да (равное по значению но), зато, однако) одно событие или явление противостоит другому. "Мы все говорим на разных языках, но горе и счастье люди выражают одинаково". В подобных предложениях часто к сочинительному союзу присовокупляется частицы же , только либо частица же вообще используется без союза: "Только песне нужна красота, красоте же песен не надо" (И. Бунин).
  3. Разделительные союзы или, либо, то-то и другие образуют еще один тип сложносочиненных предложений. Они выражают значения чередования или возможности какого-либо события: "То ли я сплю, то ли все происходит на самом деле" (вариативность события). "То снег идет, то ветер воет, то буран метет".

Сложноподчиненное предложение

Совсем иное дело - сложноподчиненные предложения. Типы сложных предложений этого вида разнообразны. Однако всех их объединяет существование двух неравноправных частей: главной и придаточной. От первой мы легко можем задать вопрос к другой. "Нужно читать только те произведения, которые воспитывают и учат думать". Первая часть - главная. Зададим вопрос: "К"акие книги? Ответом будет вторая часть, соответственно, она придаточная.

Примечательно, что не всегда придаточное предложение стоит после главного. Оно может стоять и перед ним: "Если выйдем пораньше, мы успеем занять лучшие места". Также придаточное предложение может «затеряться» внутри главного. "Ветви ивы, которые слегка тронул морозец, были по-осеннему прекрасны". Следует помнить, что придаточное предложение всегода отделяется от главного запятыми.

В зависимости от значения выделяют различные сложные предложения. Типы сложных предложений с подчинительной связью будут определяться придаточными, входящими в его состав:

  • Подлежащные придаточные.
  • Сказуемые придаточные.
  • Определительные придаточные.
  • Придаточные дополнительные.

Бессоюзное сложное предложение

Бывают такие типы связей частей сложного предложения, когда их зависимость друг от друга передается только с помощью смысла и интонации. В таком случае речь идет о бессоюзных сложных предложениях. Из определения явствует, что ни подчинительных, ни здесь нет. Знаки препинания, а также разные типы сложных предложений безличных определяются лишь смысловыми значениями.

Запятые в подобных синтаксических единицах ставятся крайне редко. Чаще - двоеточие и тире. Первое ставится в случае наличия во второй части значения причины. "Я пойду пешком: так будет лучше для всех". Также следует поставить двоеточие, если имеется значение пояснения или дополнительный смысл. Тире же ставится, если вторая часть обозначает противопоставление: "Дерево растет - мужик рубит". Сравним: "Дерево растет, а мужик рубит". Либо время, условие, следствие.

Предложение с различными видами связи

Существует еще один вид сложных предложений, вмещающий в себя перечисленные выше - это сложное предложение с разными типами связи. Оно представляет собой несколько блоков, соединенных сочинительной связью или бессоюзно.

Чтобы лучше разобраться в этом типе синтаксических единиц, разберем пример. "Некоторые утверждают, что жажда воспоминаний приходит с возрастом, - я думаю, что они ошибаются". Разберем типы связи в сложном предложении. Здесь два блока, представляющие собой сложноподчиненные предложения. Между ними - бессоюзная связь, выраженная значением противопоставления, поэтому ставится тире. Итак, первый блок заканчивается на слове возрастом , далее - второй блок.

Сложное предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними. Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения (причинные, временные, целевые и т. д.), которые устанавливаются между отдельными частями развернутого высказывания.

Сложные предложения широко используются в книжной письменной речи.

Однако нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки.

К наиболее частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся следующие.

1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.

Неправильный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь тогда, если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими.

Исправленный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь тогда, когда результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими. Или: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь в том случае, если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими.

2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения, нанизывание частей сложного предложения.

Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.

Исправленный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.

3. Постановка рядом однозначных союзов.

Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели действия.

Исправленный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия. Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели действия.

4. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.

ЗАПОМНИТЕ!

Между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.

Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая специально пришла на встречу.

Исправленный вариант: Вчера журналист взял интервью у специально пришедшей на встречу представительницы делегации.

5. Смешение прямой речи и косвенной.

Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.

Исправленный вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.

6. Разнотипность частей сложного предложения.

Неправильный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) как организовать вечер встречи выпускников школы.

Исправленный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) организация вечера встречи выпускников школы. Или: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) как помочь школе в ремонте классной мебели; б) как организовать вечер встречи выпускников школы.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...