Сложносочиненное предложение с изъяснительным союзом как. Спп с придаточными изъяснительными. Как различить союз и союзное слово

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

Слайд 2

продолжим изучение видов придаточных предложений;
поговорим о придаточных изъяснительных;
выясним особенности CПП с придаточными изъяснительными.
Сегодня мы…

Слайд 3

Классификация СПП
определительными
изъяснительными
обстоятельственными
CПП с придаточными
Вспомним…

Слайд 4

Я сказал, что уже смотрел этот фильм.
Мы встречались с придаточными изъяснительными, когда говорили о косвенной речи.
Вспомним…
Старые знакомые!
Косвенная речь оформляется в форме СПП.
комментирующая часть
чужая речь
главная часть СПП
придаточное изъяснительное

Слайд 5

Примеры предложений с косвенной речью
Вспомним…
Примеры CПП с придаточными изъяснительными
Ты сказал, что напишешь мне завтра.
Я спросил, как пройти в библиотеку.
Он поинтересовался, есть ли у нас время.
Что?
О чём?
Чем?

Слайд 6

Алексей увидел, какой пушистый снег лежит за окном.
Мама боится, что сын простудится.
Мальчик попросил, чтобы ему разрешили взять щенка.
Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.
Что?
Чего?
О чём?
Придаточные изъяснительные также называют дополнительными.

Слайд 8

Что нуждается в пояснении?
Глаголы со значением мысли.
Давайте подумаем…
Думать, понимать, осознавать, знать, рассуждать, представлять, воображать, помнить и т.д.
Я знаю, что эта задача несложная.
Но я не понимаю, как её решить.

Слайд 9

Что нуждается в пояснении?
Глаголы со значением восприятия.
Всё вижу! Всё слышу!
Слышать, видеть, ощущать, и т.д.
Сначала мы услышали, что за нами кто-то идёт.
Потом мы рассмотрели, что это наша соседка.

Слайд 10

Что нуждается в пояснении?
Глаголы со значением чувств.
Чувствовать, радоваться, жаловаться, огорчаться, ужасаться, опасаться и т.д.
Он жаловался, что в квартире холодно.
Она радовалась, что скоро будет теплее.

Слайд 11

Что нуждается в пояснении?
Существительные, прилагательные, слова категории состояния со значением чувств, мыслей, восприятия.
Рад, жаль, уверен, счастлив, нужно, сообщение, новость, слух и т.д.
До меня донеслась новость о том, что скоро олимпиада.
Уверен, что вы достойно справитесь с испытаниями.
Не только глаголы!

Слайд 12

Говорят, что здесь хорошо ловится рыба.
Глагол со значением речи
Жаль, что не пришлось поговорить подольше.
Категория состояния
Придаточные изъяснительные относятся к члену предложения со значением речи, мысли, чувства, восприятия.
Нужно, чтобы завтра же всё было готово.
Категория состояния
Не путать с простыми предложениями, осложнёнными вводными словами!

Слайд 13

Средства связи в CПП с придаточными изъяснительными
что как будто как будто чтобы ли
Союзы
Союзные слова
что как кто который где куда когда сколько почему и т.д.

Слайд 14

Проблема 1. Средства связи очень коварны!
Одни и те же союзы и союзные слова могут употребляться в CПП с придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными.
что как который где куда когда почему
что?
какой?
где?
когда?
Сначала смотрим на вопросы!

Слайд 15

Мы хотим поехать туда, куда не ступала нога человека.

Вот и место, куда мы отправимся завтра!
Придаточное определительное
Обязательно ставим вопрос!
Куда?
Какое?
Я спросил, куда мы отправимся завтра.
Придаточное изъяснительное
О чём?

Слайд 16

Мы поставили палатку там, где есть ручей.
Придаточное обстоятельственное
Палатка стояла на поляне, где протекал ручей.
Придаточное определительное
Обязательно ставим вопрос!
Где?
Какой?
Мы не представляли, где тут можно поставить палатку.
Придаточное изъяснительное
Чего?

Слайд 17

На столе стояла сумка, которая принадлежала моему другу.
Придаточное определительное
Я не знал, которая из сумок принадлежит моему другу.
Придаточное изъяснительное

Какая?
Чего?

Слайд 18

Цветы, что распускаются весной, особенно красивы.
Придаточное определительное
Мы рады, что вам понравились эти цветы.
Придаточное изъяснительное
Обращаем внимание на то, к чему относится придаточное!
Какие?
Чему?

Слайд 19

Критерии Союзные слова Союзы

4. Можно подставить же и именно
Проблема 2. Союзы или союзные слова?
В изъяснительных предложениях что и как могут оказаться как союзами, так и союзными словами.
1. Член предложения
2. Можно удалить
3. Логическое ударение

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

Цель урока: познакомить учащихся с придаточными изъяснительными предложениями, входящими в состав СПП

Задачи урока:

Обучающие : находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчинённых предложений; средства их связи с главным;правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными; составлять схемы сложноподчинённых предложений с указанными придаточными.

Развивающие : совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма; развивать орфографическую зоркость, память, внимание; развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные : воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

2.1.Вспомним:

Какие предложения называются сложноподчиненными?

На какие основные группы делятся СПП?

Назовите средства связи в СПП.

Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

Какое место занимает придаточная часть по отношению к главной?

2.2. Словарный диктант.

Комментарий, пассивный, чрезвычайный, режиссер, обыграть, популярный, призадуматься, оптимист, интенсивный, гостиная, принципиальный, коллективный, эшелон, аккомпанемент, инициатор, идеологический, гигантский, эффективный, исподлобья, серебряный, мировоззрение.

2.3.

Орфоэпическая разминка.

1) Поставить ударение в словах, записанных на доске, и правильно их произнести

таинство убранство

пахота красивее

мельком надолго

жемчуг прибывший

(В первом столбике во всех словах ударение падает на первый слог, во втором столбике - на второй слог)

2.4. Тест на повторение:

1. СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)

2.Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)

3.Части СПП соединяются между собой подчинительными союзами или союзными словами. (ДА)

    Части СПП равноправны. (НЕТ)

    Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)

    Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)

    СП имеет 1 ГО (НЕТ)

    Средства связи в СПП – сочинительные союзы (НЕТ)

3.Объяснение нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». На предыдущих уроках вы узнали о строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них. Мы узнали, на какие группы делятся сложноподчиненные предложения по значению. А сегодня мы подробно остановимся на придаточных изъяснительных.

Постановка целей и задач урока.

    Вспомните второстепенные члены предложения?

    На какой вопрос отвечает каждый из них?

Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями) , изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы.

3.1.Проанализируйте предложения по схеме:

А) Выделите грамматические основы.

Б)Объясните знаки препинания.

В)Задайте вопрос от главной части СПП к придаточной, определите часть речи поясняемых слов.

Г)Сделайте вывод, заполнив таблицу.

1)Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушевало море.

2) Бабушка не была уверена, приедет ли внук на летние каникулы.

3)Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним.

4) Казалось, что в доме происходило мытье полов и сюда на время перенесли всю мебель.

5)Важно было то, что его никто не заметил.

6)Мне стало известно, где было спрятано письмо.

Обратить внимание учеников на слова в главной части, нуждающиеся в разъяснении (ими могут быть глаголы, слова категории состояния, прилагательные, существительные), они обозначают процессы речи, мысли, восприятия, а также чувство и состояние. В приведенных примерах это слова слушали, не была уверена, сказал, казалось, важно было, известно . Они лишь указывают на содержание, которое раскрывается в придаточной части.

Разница между союзами и союзными словами. В шестом примере придаточная часть присоединяется союзным словом где, которое выполняет в предложении функцию обстоятельства места. Во втором примере в роли союза выступает вопросительная частица ли

Вывод: придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП. В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь: глаголы, прилагательные, наречия и слова категории состояния, существительные.

3.2. Работа с учебником.

4. Тренировочные упражнения.

Записать предложения, указать СПП с придаточными изъяснительными. Выделить грамматические основы, составить схемы предложений, указать средства связи придаточной части с главной. Союзы возьмите в овал, а союзные слова подчеркните как член предложения. Объяснить знаки препинания. (один учащийся записывает и комментирует предложения у доски).

1..Алексей чувствовал, что слабеет от напряжения и боли. 2.Командир первой роты спросил, где кормить солдат..3.Небо и море спорят друг с другом, кто лучше, кто тише.

5.Закрепление изученного материала

5.1. Ролевая игра «Умный корректор» (Упражнение выполняется устно.)

Задание 1 Попробуйте объяснить, что неверно в предложениях, включенных в задание, с точки зрения грамматики.

1.Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. (пропущен союз что)

2.Он считал, что будто мы неправильно его поняли.

3.Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать подчинительный союз и частицу ли в роли союза).

4.Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать союз что и другое со

Знания о CПП с придаточными изъяснительными сейчас очень пригодятся при выполнении небольшой самостоятельной работы.

5.2. Выделите грамматические основы. В главном предложении отметьте поясняемое слово. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.

1) Не откладывай назавтра то, что можешь сделать сегодня.

= то , (что =).

2) Художник видит то, чего не видят остальные.

[…то…], (чего…).

3) За всё, что человек берёт , он платит собой.

[…, (что…),…].

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.

Что вы узнали о СПП с придаточным изъяснительным?

- Ответьте на вопросы:

Как я понял тему урока и как я работал на уроке, используя придаточные изъяснительные?

(-Я считаю, что я понял тему урока.

Я думаю, что я хорошо работал на уроке.

Я уверен, что эти знания мне пригодятся в дальнейшем.).

7 Домашнее задание.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Цель урока:

Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания

Ход урока

I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учащиеся зачитывают предложения, составленные по данным схемам

Повторение изученного материала

Осложненное списывание. Выпишите ССП с придаточными объяснительными. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.

1. В лучах росистых в лучах зеленых теч..т реч..нка что мне мила (Ф. Фатьянов.) 2. Одни только старич..к священник был несомненно убежден что он делает очень полезное важное дело. (Л. Толстой.)

3. Вмиг по речи те опознали что царевну принимали усадили в уголок подносили пирожок (А. Пушкин.)

Какие предложения выписали? Почему?

Вывод: Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части ССП. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал – о чем? жду - чего? вижу - что и т. п.

Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны.

Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, незаконченными в смысловом и грамматическом отношении:

Я считаю... Мы с другом условились... По внешнему виду можно предположить...

Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при по мощи:

1.Союзов: что, как, будто, чтобы, ли.

2. Союзных слов: что, как, сколько, зачем, когда, куда, почему.

Многие ССП с придаточными изъяснительными имеют в своем составе

указательные слова, которые чаще всего выражены указательными

место имениями тот, то. В некоторых случаях такое местоимение выполняет в предложении особую роль и его нельзя изъять:

Дело тут не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нель зя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь. (С. Маршак)

I I.Проверка знаний. Отработка умений и навыков Комментированное письмо

Определите, где что присоединяет придаточное определительное, а где

изъяснительное. В каких предложениях что является союзом, а в каких союзным словом? Помните, что в придаточном определительном что можно заменить словом который. Расставьте знаки препинания.

1. Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало. 2. Сведения что были

получены при допросе пленного были очень важны. Сведения что

Пугачев занял несколько крепостей оказались верными. 3. Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило. 4. Мысль что завтра я навсегда поки ну родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной. 5. Объявление что завтра будет субботник вывесили зара нее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.

Запомни! Использование в одном и том же предложении союза

И частицы ли недопустимо, т. к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.

Редактирование

Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях.

  1. Он спросил, что долго ли художник работал над картиной

и о чем в них хотел рассказать.

2.Алеша спросил , что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.

б) Определите, в каком из данных предложений то является лишним, а где его недостает.

1. Николай сказал, что должен был сказать для примирения рас сорившихся друзей. 2. Командир разъяснил, что бойцы должны были сделать. 3. Я знал, что брат придет завтра. 4. Я никак не мог решить ся сказать матери то, что задумал уехать. 5. Она поняла то, что за че ловек он был. 6. Лектор говорил, что всем было известно. 7. Читая первые главы «Евгения Онегина» мы уже узнаем то, почему Онегин становится «эгоистом поневоле».

Графический диктант

1. Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще. 2. Любке сказали, чтобы она подумала, не

лучше ли ей сознаться, и отпустили в камеру. (А. Фадеев.) 3. На снегу было много старых следов, только неизвестно было, ушел ли тигр на охоту сам или это мы спугнули его. (В. Арсеньев.) 4. Пограничник должен был узнать, много ли нарушителей перешло границу и как глубоко в тыл они успели зайти. 5. Скажи, что ты читаешь, и я ска жу, кто ты. (А. Чехов.) 6. Здесь смеялись мало, и не всегда было яс но, над чем смеются. (М. Горький) 7. Няню Пушкина стали спраши вать, был ли обыск и взяли ли какие-нибудь бумаги. (В. Вересаев.)

III. Итоги урока

В чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными?

При помощи чего придаточное изъяснительное присоединяется к главному предложению?

Домашнее задание

Закончите предложение придаточными изъяснительными.

Я давно знал, где...

Я давно знал, куда...

Я давно знал, откуда...

Я давно знал, что...

Я давно знал, когда...

Я давно знал, сколько...

Я давно знал, какой...


2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

1. Вопросы: придаточные изъяснительные отвечают на вопросы дополнения, то есть на вопросы косвенных падежей .

2. Главное слово: придаточные изъяснительные распространяют главное слово в главном, нуждающееся в разъяснении и выраженное глаголом, существительным, прилагательным, наречием .

3. Средства связи: придаточные изъяснительные могут прикрепляться к главному предложению с помощью:

  • союзов (что, чтобы, как, будто, как будто ), союза-частицы ли ;
  • союзных слов (кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, когда, зачем, почему и др.).

В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова , выполняющие функцию дополнения.

4. Место в предложении: придаточные изъяснительные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом.

    Началось с того [с чего?], что Колька из озорства отнял у меня книжку (Гайдар).

    [гл. + указ. сл.], (что - союз).

    У Слободкина возникло ощущение [чего?], будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов).

    [ сущ.], (будто - союз).

    Мы наперебой расспрашивали кучеров [о чём?], смирные ли у них лошади (Маршак).

    [гл. ], (ли - союз-частица).

    - Юлия Дмитриевна, начальник велел [что?], чтобы вы никуда не уходили (Панова).

    [гл. ], (чтобы - союз).

    Сейчас уже никто не знает [чего?], откуда в курских садах пошла «соловьиная школа» (Песков).

    [гл. ], (откуда - союз. слово).

Обратите внимание!

1) В изъяснительных придаточных наиболее разнообразные средства связи (и союзы, и союзные слова), причём некоторые из них (что, как ) могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому в данном случае надо быть особенно внимательным при разграничении союзов и союзных слов (см. раздел 2, глава 2, п. 2.1).

2) Союз чтобы всегда имеет целевое значение, и он может использоваться в придаточном цели.

Надо было прожить великую жизнь [зачем? с какой целью?], чтобы негры просили заступничества у русского графа (Песков).

В придаточном изъяснительном также может использоваться этот союз, но вопрос от главного предложения к придаточному будет иным (вопросы косвенных падежей), а придаточные будут иметь значение желательности, возможности, необходимости.

Ср.: Елизавета Киевна просила [о чём?], чтобы ей самой разрешили отвезти его в большой лазарет (А.Н. Толстой).

3) Сравнительные союзы будто, как будто могут использоваться в придаточных сравнительных.

Там что-то дрожит, мерцает [как? подобно чему?], будто звездочка на ветвях запуталась (Маршак).

Если они употребляются в придаточных изъяснительных, то от главного слова задается вопрос косвенного падежа, а само придаточное содержит сообщение с оттенком неуверенности, предположительности.

Ср.: Говорят [что?], будто он принимал на себя не одни адъютантские обязанности (Тургенев).

4) Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения. Именно по ним достаточно легко определить границу между главным и придаточным предложениями. Но союз-частица ли всегда находится в середине придаточного изъяснительного.

Поэтому такие сложноподчинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями. Кроме того, положение союза-частицы ли надо учитывать при расстановке знаков препинания (запятая ставится не перед ним, а в начале придаточного предложения).

Предложения в русском языке бывают сложными и простыми. В последних - только одна основа, то есть либо подлежащее и сказуемое, либо вообще один из этих членов (тогда предложение ещё и неполное). В сложных предложениях основ две или более. Стоит обратить внимание на то, что основа - это два члена, и несколько однородных не делают предложение сложным.

Виды сложных предложений

Сложные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. В случае сложносочиненного предложения (ССП) обе его части равноправны, могут быть разделены и не потеряют своего смысла. ССП состоит из двух или более простых предложений и соединяется союзом или союзным словом. ССП бывают соединительными, разделительными и противительными, в зависимости от того, каким союзом они соединены.

Сложноподчинённые предложения

Стандартное сложноподчинённое предложение (СПП) состоит из главного предложения и одного зависимого (придаточное изъяснительное, определительное или обстоятельственное). Может быть, конечно, и несколько главных, и несколько зависимых предложений.

Придаточное изъяснительное

СПП с придаточным изъяснительным - это предложение, распространяющее своим содержанием слово, имеющее значение чувства, мысли, речи, состояния (чаще всего глагол). Придаточное изъяснительное предложение начинается с союзов будто, как будто, словно, что, чтобы и др.

Примеры придаточных изъяснительных:

1. "И Бродяжник умолк, чтобы не вызывать лишних слухов."

2. "А Сэм в детстве мечтал, что когда-нибудь, хотя бы в прекрасном сне, увидит прекраснейшую из эльфиек - Лучиэнь Тинувиэль."

Правила пунктуации, связанные с придаточными изъяснительным

Придаточные всегда отделяются от главного предложения запятой, то есть знак препинания ставится непосредственно перед разделяющим союзом или союзным словом. Например:

1. "Мэрриадок подумал, что пора пойти прогуляться". Придаточное изъяснительное здесь "что пора пойти прогуляться" зависит от глагола-сказуемого "подумал".

2. "Лавр Наркисс понял, что, чтобы не причинить вреда путешественникам, надо помалкивать о последних происшествиях". Этот случай сложнее: здесь одно из придаточных изъяснительных "спряталось" в другом. И они всё равно отделяются с помощью запятых перед союзами или союзными словами (в примере - перед "что" и "чтобы").

В ситуации, когда предложение длинное, многими способами распространённое и усложнённое, некоторые запятые можно заменить на точки с запятой для облегчения восприятия. Тире в качестве разделительного знака может ставиться лишь при сильном значении противопоставления для интонационного различения придаточного и главного.

Другие виды придаточных

Кроме изъяснительного, есть ещё обстоятельственные и определительные придаточные. Они тоже отделяются с помощью запятых от главных предложений и присоединяются союзами или союзными словами. Для более подробного изучения русской пунктуации и синтаксиса мы рекомендуем обращаться к учебнику под редакцией Бабайцевой.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...